Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Род несклоняемых имён существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; учить определять род несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи.
Планируемые результаты: умения определять род несклоняемых существительных, правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внимание учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи Янки Купалы.)
III. Самоопределение к деятельности
— Доставьте имена собственные в нужную форму.
Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказка французской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич).
— К какому роду относятся несклоняемые имена собственные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили?
Комментарии
— Определить, какие имена собственные относятся к мужскому роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательницы Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носила женщина, а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах).
— Как определяется род сложносокращённых слов, аббревиатур? Приведите примеры. (Породу основного слова, в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХАТ — Московский художественный академический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово среднего рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами.
— А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять род несклоняемых имён существительных.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Эти существительные иноязычного происхождения. Определить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушевлённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а одушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони).
Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существительные среднего рода: верхнее ля.
В ряде случаев родовая принадлежность связана с грамматическим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятся слова 0“еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к среднему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Двуролевыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их согласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина).
А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по видовому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Миссисипи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего.
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 143, 144).)
- V. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 272 — коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 274 — самостоятельное выполнение, работа с географической картой.
Упр. 275 — коллективное выполнение с комментированием.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 54 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.)
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143.
— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся.
— Составьте предложения с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Как определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения?
— Как определить род несклоняемых собственных имён существительных - географических названий?
— Каковы особенности определения рода у сложносокращённых слов, образованных из начальных букв?
Домашнее задание
Учебник: § 48, упр. 273, 276.
Принести географический атлас.