Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.
Планируемые результаты: знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 273 — проверка по цепочке с показом объектов на географической карте.
- Упр. 276 — обсуждение заданий, чтение и анализ творческих работ.
Комментарии
Только в единственном числе употребляются имена собственные Ока, Подмосковье, Россия, Урал и имя нарицательное обиход.
III. Актуализация знаний
— Составьте словосочетания с данными словами так, чтобы проявлялся их род. Слова расположите в алфавитном порядке.
Конферансье, суфле, фойе, интервью, евро, купе, Лимпопо, метро, такси, манго, брокколи, филе.
- Самоопределение к деятельности
Только что мы увидели, как Коля (Петя, любой мальчик) не только хорошо знает правило определения рода несклоняемых собственных имён существительных - географических названий, но и отлично ориентируется на географической карте. Какой молодчина! А одним из самых интересных описаний родного края была работа Маши (Кати, любой девочки). Такая молодчина!
— Вы заметили: Коля - молодчина и Маша - молодчина. Какого же рода слово молодчина, если оно применимо и к мальчику, и к девочке?
(Обсуждение.)
— Приведите свои примеры таких слов. (Ябеда, грязнуля, умница.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Подобные слова с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола. Если же они обозначают лиц женского пола, то относятся К женскому роду. Например: молодчина, плакса, дылда, жадина, загони, неряха. Причём имена прилагательные согласуются с такими (нонами в соответствующем роде: маленькая плакса - маленький плакса, ужасная неряха — ужасный неряха.
— Что общего в значении этих слов? (Ответы детей.)
Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (остальные). Общим для них является и то, что они употребляются главным образом в разговорной речи.
Но есть слова, которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола по профессии, по должности, по роду занятий: врач, доцент, археолог и т. д. Такие слова не имеют эмоциональной окраски. Это существительные мужского рода, в последнее время тяготеющие к существительным общего рода. Глагол-сказуемое в прошедшем времени в этом случае ставится с такими словами в соответствующем роде, а прилагательное остаётся в мужском роде. Другими словами, мы можем определить род подобных слов только с помощью глагола в прошедшем времени, и, конечно, правильный ответ подскажут имена и фамилии, если они указаны. Например:
Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию. — Опытный экскурсовод Михаил провёл интересную экскурсию.
Дюма, любимый многими автор, создал увлекательные исторические романы. — Эти строки написала замечательный автор детских книг Барто.
Кстати, неизменяемые фамилии могут быть отнесены к существительным общего рода: Коваленко, Быстрых, Гюго и т. д. То же относится к разговорным формам некоторых имён собственных: Женя, Саша, Валя.
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 145, 146).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 277 — коллективное выполнение.
Упр. 279 — комментированное письмо.
- Упр. 280 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Словарно-орфоэпическая работа
Запишите в орфоэпический словарик слово фанера, по ставьте ударение. Запомните, как оно произносится.
Составьте предложение с этим словом.
- Занимательная лингвистика
(Игра “Кто больше?”.)
Работа в группах по четыре человека. За 1—2 мин нужно придумать как можно больше словосочетаний с несклоняемыми существительными так, чтобы проявлялся их род (экзотический Бали, свежее мацони, аргентинское танго и т. д.). При определении результатов повторяющиеся примеры вычёркиваются. Побеждает группа, составившая наибольшее количество ни разу не повторившихся словосочетаний. Особо следует отметить наиболее интересные и необычные словосочетания.
VII. Подведение итогов урока
— Какие существительные относятся к общему роду?
— Каковы их грамматические особенности? Как они сочетаются с именами прилагательными?
— Для какого функционального стиля речи характерны слова общего рода?
— К какому роду относятся некоторые имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий?
— В каком роде употребляются с такими именами существительными глаголы-сказуемые в прошедшем времени и прилагательные?
— Как вы думаете, почему имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, стали тяготеть к существительным общего рода?
Домашнее задание
Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту).