Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Планируемые результаты: знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической дея­тельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 273 — проверка по цепочке с показом объектов на географической карте.
  4. Упр. 276 — обсуждение заданий, чтение и анализ творческих работ.

Комментарии

Только в единственном числе употребляются имена собствен­ные Ока, Подмосковье, Россия, Урал и имя нарицательное обиход.

III. Актуализация знаний

— Составьте словосочетания с данными словами так, чтобы проявлялся их род. Слова расположите в алфавитном по­рядке.

Конферансье, суфле, фойе, интервью, евро, купе, Лимпопо, метро, такси, манго, брокколи, филе.

  1. Самоопределение к деятельности

Только что мы увидели, как Коля (Петя, любой мальчик) не только хорошо знает правило определения рода несклоняемых собственных имён существительных - географических названий, но и отлично ориентируется на географической карте. Какой мо­лодчина! А одним из самых интересных описаний родного края была работа Маши (Кати, любой девочки). Такая молодчина!

— Вы заметили: Коля - молодчина и Маша - молодчина. Какого же рода слово молодчина, если оно применимо и к мальчику, и к девочке?

(Обсуждение.)

— Приведите свои примеры таких слов. (Ябеда, грязнуля, ум­ница.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Познакомиться с грамматическими особенностями суще­ствительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Подобные слова с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужско­го пола. Если же они обозначают лиц женского пола, то относятся К женскому роду. Например: молодчина, плакса, дылда, жадина, за­гони, неряха. Причём имена прилагательные согласуются с такими (нонами в соответствующем роде: маленькая плакса - маленький плакса, ужасная неряха — ужасный неряха.

— Что общего в значении этих слов? (Ответы детей.)

Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (остальные). Общим для них является и то, что они употребляются главным образом в разговорной речи.

Но есть слова, которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола по профессии, по должности, по роду занятий: врач, доцент, археолог и т. д. Такие слова не имеют эмоциональной окраски. Это существительные мужского рода, в последнее время тяготеющие к существительным общего рода. Глагол-сказуемое в прошедшем времени в этом случае ставится с такими словами в соответствующем роде, а прилагательное остаётся в мужском роде. Другими словами, мы можем определить род подобных слов только с помощью глагола в прошедшем времени, и, конечно, правильный ответ подскажут имена и фамилии, если они указаны. Например:

Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию. — Опытный экскурсовод Михаил провёл интересную экскурсию.

Дюма, любимый многими автор, создал увлекательные исторические романы. — Эти строки написала замечательный автор детских книг Барто.

Кстати, неизменяемые фамилии могут быть отнесены к суще­ствительным общего рода: Коваленко, Быстрых, Гюго и т. д. То же относится к разговорным формам некоторых имён собственных: Женя, Саша, Валя.

  1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 145, 146).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 277 — коллективное выполнение.

Упр. 279 — комментированное письмо.

  1. Упр. 280 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

Запишите в орфоэпический словарик слово фанера, по ставьте ударение. Запомните, как оно произносится.

Составьте предложение с этим словом.

  1. Занимательная лингвистика

(Игра “Кто больше?”.)

Работа в группах по четыре человека. За 1—2 мин нужно придумать как можно больше словосочетаний с несклоняемыми существительными так, чтобы проявлялся их род (экзотический Бали, свежее мацони, аргентинское танго и т. д.). При определении результатов повторяющиеся примеры вычёркиваются. Побеждает группа, составившая наибольшее количество ни разу не повторившихся словосочетаний. Особо следует отметить наиболее интересные и необычные словосочетания.

VII. Подведение итогов урока

— Какие существительные относятся к общему роду?

— Каковы их грамматические особенности? Как они сочета­ются с именами прилагательными?

— Для какого функционального стиля речи характерны слова общего рода?

— К какому роду относятся некоторые имена существи­тельные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий?

— В каком роде употребляются с такими именами существи­тельными глаголы-сказуемые в прошедшем времени и при­лагательные?

— Как вы думаете, почему имена существительные, называю­щие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, стали тяготеть к существительным общего рода?

Домашнее задание

Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]