Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Несклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.
Планируемые результаты: знание групп несклоняемых существительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 264 - свободный диктант.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания
Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к метро, ехать в метро, гордимся московским метро.
— Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.)
— Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.)
— Приведите свои примеры несклоняемых существительных.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с особенностями несклоняемых существительных, научиться правильно употреблять их в речи.)
- Работа по теме урока
(По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.)
Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существительными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные относятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращённые слова, аббревиатуры.
— Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при образовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.)
Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняемым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, например РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы).
Другая группа несклоняемых существительных тоже хорошо вам известна — это имена собственные. Но не все, конечно, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн.
— Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете.
Не склоняются также иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д.
Основную же группу несклоняемых существительных составляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и нарицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а:Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 267 — комментированное письмо.
- Подведение итогов урока
— Какие имена существительные относятся к несклоняемым?
— В чём особенность несклоняемых существительных?
Домашнее задание
Учебник: § 47, упр. 271.
Рабочая тетрадь: задание 52.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Анализ свободного диктанта
III. Проверка домашнего задания
- Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний с несклоняемыми существительными на доске.
- Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке.
- Работа по теме урока
- Практическое задание
— Составьте словосочетания с зависимыми словами, выраженными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных.
(Проверка.)
- Работа по учебнику
- Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа по упомянутым в тексте книгам.
- Упр. 269 — комментированное письмо.
Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141.
— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся.
— Составьте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Как можно определить падеж несклоняемых имён существительных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.)
— В чём различие в склонении мужских и женских иноязычных имён и фамилий, оканчивающихся на согласный?
Домашнее задание
1 Выполнить работу над ошибками.
- Учебник: § 47, упр. 270.
- Принести географический атлас.