Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Основные способы образования слов в русском языке - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с основными способами образования слов, закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дать представление о словообразовательной паре, словообразовательной цепочке, словообразовательном гнезде.
Планируемые результаты: знание основных способов образования слов, основных понятий словообразования; умения определять способ образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 167 — беседа.)
III. Самоопределение к деятельности
— Образуйте однокоренные слова от слова дарить. (Подарить, дарёный, дарение и т. д.)
— Какими способами были образованы новые слова?
— А какие ещё способы образования слов вам известны?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке (Поупражняться в определении способа образования, узнать новые способы образования слов, закрепить на морфемного разбора.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.
А вот более трудные случаи.
— Как вы думаете, от какого слова образовалось существительное рассвет!
Нет, не от существительного свет, а от глагола рассветать: суффикс -а- убрали, окончание -ть отбросили.
Дело в том, что значение действия у существительных вторично. Все подобные существительные образованы от глаголов: бег — от бегать, выход — от выходить.
Глагол рассветать образован приставочным способом от глагола светать, а этот глагол — от существительного свет. Такая словообразовательная цепочка у нас получилась: рассветать ← светать ← свет.
— Способ образования существительного рассвет — бессуффиксный. А каким способом образовано слово бессуффиксный! (Приставочным.)
Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, Сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово Снежник есть, оно означает “место наибольшего скопления снега I горах”, но оно ничего общего, кроме корня, не имеет со словом подснежник, образованного от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.
Другой интересный способ образования слов — сложение. Существительное снегопад — от основ слов снег и падать, вездеход — словосочетания везде ходить, лётчик-космонавт — от сложения двух целых слов.
Интересный способ образования слов — переход из одной части речи в другую. Определить принадлежность к той или иной части речи многих из таких слов можно только в контексте. Вот, например, слово учёный. Сравним:
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Великий русский ученый Ломоносов был ещё и художником, и поэтом.
В первом случае учёный — прилагательное, во втором — существительное, образованное переходом прилагательного в эту часть речи.
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 94, 95).)
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 168 - устное выполнение.
- Упр. 169, 170 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.
Комментарии
Может вызвать сомнение способ образования слова перерыв. Оно образовано от глагола перерывать (допустим вариант с чередованием звука — прерывать).
- Упр. 171 — самостоятельное выполнение.
- Подведение итогов урока
— Какие способы образования слов вам известны?
— Что такое морфемные способы образования слов?
— Какие варианты способа сложения слов вы знаете?
Домашнее задание
Учебник: § 33 (с. 94, 95), упр. 172.
Рабочая тетрадь: задание 33.
Ход урока 2
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Упр. 172 - чтение слов группами с комментированием.
Комментарии
Приставочно-суффиксальным способом образованы слона опилки, наконечник, ошейник, безрукавка; бессуффиксным — выход, заплыв, вход.
- Задание 33 из рабочей тетради - рассказ по схеме о способу образования слов, чтение примеров.
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала, обсуждение заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдении (с. 98, 99).)
- Слово учителя
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которой и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразованная цепочка, подобная той, что мы построили на прошлом уроке: рассветать ← светать ← свет.
Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попробуем построить небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег ← снежный ← бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.
- Практическая работа
Задание 1.
Построим две цепочки:
невидимка ← невидимый ← видимый ← видеть;
подвидовой ← подвид ← вид ← видеть.
У этих цепочек оказалось одно исходное слово. Что это значит? (Они составляют словообразовательное гнездо.)
В каждой цепочке образование слов шло своим путём. Определите каким. (1) Суффиксальным — приставочным — суффиксальным; 2) суффиксальным - приставочным — бессуффиксным. )
Задание 2.
Попробуем восстановить недостающие звенья словообразовательной цепочки: греть — обогревательный. Выполним морфемный разбор (по составу) слова обогревательный.
Цепочка: греть → обогреть → обогревать → обогреватель → обогревательный.
- Закрепление изученного материала
- 1. Работа по учебнику
(Упр. 175 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.)
Комментарии
окраина → край → крайний → крайность → краешек
листик → листок → листочек → листовой → листопад → безлистный
бумажка → бумажонка → бумажный → бумажник
дождливый → дождливость → дождь → дождинка → дождик → дождичек → дождевой → дождевик → дождевичок.
- Лингвистическая задача
- Постройте словообразовательные цепочки однокоренных слов и слов-омофонов фрагмента песенки. Я водяной, я водяной, Никто не водится со мной. Внутри меня водица... Ну что с таким водиться!
Комментарии
Водяной (сущ.) ← водяной (прил.) ← вода; водица ← вода.
Водиться ← водить.
- Подведение итогов урока
— Что представляют собой словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо?
— Как определить способ образования слова?
Домашнее задание
Учебник § 33 (с. 98, 99), упр. 176.