Основные способы образования слов в русском языке - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Основные способы образования слов в русском языке - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с основными способами образования слов, закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дать представление о словообразовательной паре, словообразовательной цепочке, словообразовательном гнезде.

Планируемые результаты: знание основных способов образования слов, основных понятий словообразования; умения определять способ образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 167 — беседа.)

III. Самоопределение к деятельности

— Образуйте однокоренные слова от слова дарить. (Подарить, дарёный, дарение и т. д.)

— Какими способами были образованы новые слова?

— А какие ещё способы образования слов вам известны?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке (Поупражняться в определении способа образования, узнать новые способы образования слов, закрепить на морфемного разбора.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

А вот более трудные случаи.

— Как вы думаете, от какого слова образовалось существи­тельное рассвет!

Нет, не от существительного свет, а от глагола рассветать: суффикс -а- убрали, окончание -ть отбросили.

Дело в том, что значение действия у существительных вто­рично. Все подобные существительные образованы от глаголов: бег — от бегать, выход — от выходить.

Глагол рассветать образован приставочным способом от гла­гола светать, а этот глагол — от существительного свет. Такая словообразовательная цепочка у нас получилась: рассветать ← светать ← свет.

— Способ образования существительного рассвет — бессуффиксный. А каким способом образовано слово бессуффиксный! (Приставочным.)

Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, Сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово Снежник есть, оно означает “место наибольшего скопления снега I горах”, но оно ничего общего, кроме корня, не имеет со словом подснежник, образованного от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

Другой интересный способ образования слов — сложение. Су­ществительное снегопад — от основ слов снег и падать, вездеход — словосочетания везде ходить, лётчик-космонавт — от сложения двух целых слов.

Интересный способ образования слов — переход из одной части речи в другую. Определить принадлежность к той или иной части речи многих из таких слов можно только в контексте. Вот, например, слово учёный. Сравним:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Великий русский ученый Ломоносов был ещё и художником, и поэтом.

В первом случае учёный — прилагательное, во втором — существительное, образованное переходом прилагательного в эту часть речи.

  1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса руб­рики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 94, 95).)

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 168 - устное выполнение.
  2. Упр. 169, 170 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Комментарии

Может вызвать сомнение способ образования слова перерыв. Оно образовано от глагола перерывать (допустим вариант с чере­дованием звука — прерывать).

  1. Упр. 171 — самостоятельное выполнение.
  2. Подведение итогов урока

Какие способы образования слов вам известны?

Что такое морфемные способы образования слов?

Какие варианты способа сложения слов вы знаете?

Домашнее задание

Учебник: § 33 (с. 94, 95), упр. 172.

Рабочая тетрадь: задание 33.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Упр. 172 - чтение слов группами с комментированием.

Комментарии

Приставочно-суффиксальным способом образованы слона опилки, наконечник, ошейник, безрукавка; бессуффиксным — выход, заплыв, вход.

  1. Задание 33 из рабочей тетради - рассказ по схеме о способу образования слов, чтение примеров.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдении (с. 98, 99).)

  1. Слово учителя

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которой и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразованная цепочка, подобная той, что мы построили на прошлом уроке: рассветать светать свет.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег снежный бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

  1. Практическая работа

Задание 1.

Построим две цепочки:

невидимка невидимый видимый видеть;

подвидовой подвид вид видеть.

У этих цепочек оказалось одно исходное слово. Что это зна­чит? (Они составляют словообразовательное гнездо.)

В каждой цепочке образование слов шло своим путём. Определите каким. (1) Суффиксальным — приставочным — суффиксальным; 2) суффиксальным - приставочным — бес­суффиксным. )

Задание 2.

Попробуем восстановить недостающие звенья словообра­зовательной цепочки: греть — обогревательный. Выполним морфемный разбор (по составу) слова обогревательный.

Цепочка: греть обогреть обогревать обогреватель обогревательный.

  1. Закрепление изученного материала
  2. 1. Работа по учебнику

(Упр. 175 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.)

Комментарии

окраина край крайний крайность краешек

листик листок листочек листовой листопад безлистный

бумажка бумажонка бумажный бумажник

дождливый → дождливость → дождь → дождинка → дождик → дождичек → дождевой → дождевик → дождевичок.

  1. Лингвистическая задача

- Постройте словообразовательные цепочки однокоренных слов и слов-омофонов фрагмента песенки. Я водяной, я водяной, Никто не водится со мной. Внутри меня водица... Ну что с таким водиться!

Комментарии

Водяной (сущ.) ← водяной (прил.) ← вода; водица ← вода.

Водиться ← водить.

  1. Подведение итогов урока

— Что представляют собой словообразовательная пара, сло­вообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо?

— Как определить способ образования слова?

Домашнее задание

Учебник § 33 (с. 98, 99), упр. 176.






Для любых предложений по сайту: [email protected]