Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Описание помещения - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; понимать роль интерьера в жизни человека, в произведениях литературы; развивать навыки анализа текста, владения описаниями речи (описание, рассуждение), наблюдательность.
Планируемые результаты: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 163 - выбор заглавия текста (“Забытое родство”), проверка задания по цепочке.)
Дополнительное задание
— Найдите в тексте признаки научного стиля. (Объяснение фактов, логичность изложения, доказательность, употребление профессионализмов (терминов).)
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих одноклассников и учителя?
— Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся?
— Встречались ли вам описания помещений в литературе?
— Как называется внутренняя часть здания, пространство помещения и его убранство?
— Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на урока (Уточнить значение слова интерьер, научиться описывать интерьер.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений, теоретического материала (с. 92).)
- Словарно-орфоэпическая работа
— Запишите в орфоэпический словарик слово интерьер, поставьте ударение. Запомните, как оно произносится.
Декоративные детали на иллюстрации В.М. Васнецова (танец Василисы Премудрой) подчёркивают народность образов, красоту, волшебность сказки Составьте предложение с этим словом.
- Беседа
В каких произведениях литературы, живописи вы встречав описание, изображение интерьера? (Например, в рассказе И. С. Тургенева “Муму”; на иллюстрации В.М. Васнецова к народной сказке “Царевна-лягушка”.)
Что интерьер может рассказать о героях произведения (Интерьер может рассказать о привычках героев, их характер и роде занятий.)
Например, интерьер каморки Герасима имеет важное значение для понимания его характера. Внутренне убранство.
Итак, интерьер — важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 164 — выразительное чтение текста, обсуждение, фонетический, морфемный и морфологический разбор слов.
Комментарии
Основная мысль текста: Герасим — недюжинный человек. Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище. Такому богатырю отвели всего-навсего каморку над кухней. Теснота помещения контрастирует с ростом и силой героя. Напротив, все детали незамысловатого интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима. Прежде всего, это кровать из дубовых досок (дуб — могучее и крепкое дерево), “истинно богатырская кровать”. Тургенев с помощью гиперболы (“сто пудов можно было положить на неё — но погнулась бы”) делает этот образ ещё выразительнее. Кстати, 1 пуд - 16 кг, значит, 100 пудов - 1600 кг, более полутора тонн. Эпитеты, характеризующие другие детали обстановки, не менее выразительны: дюжий сундук, столик... крепкого свойства, ... прочный и приземистый. Интерьер говорит не только об практичности Герасима, но и о его самостоятельности, привычке надеяться на себя и делать всё самому.
- Упр. 165 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Комментарии
Интерьер Дома-музея В.М. Васнецова отражает его вкусы, интересы, пристрастия. Художник был поклонником русской старины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, предметах мебели, декоративных элементах.
- Упр. 166 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Сияние осени”, “Свет осенних дней”.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Что такое интерьер?
— Из какого языка пришло к нам слово интерьер!
— Какие типы интерьера вам известны?
— Назовите элементы интерьера. (Стены, перекрытия, декоративные элементы, мебель, люстры, предметы быта и т. д.)
— Что может рассказать интерьер о хозяевах дома, помещения, о его обитателях?
— Какое значение имеет.