Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Морфемика и словообразование - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить и обобщить ранее изученное по морфемам и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова; показать роль однокоренных слов как средства связи предложений в тексте; дать понятие о паронимах.
Планируемые результаты: умения различать однокоренные слова и формы слова, различать паронимы по значению, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока1
- I. Организационный момент
- II. Анализ диктанта и тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 32 из рабочей тетради — чтение и обсуждение сокращённых текстов, объяснение значения фразеологизма бабье лето.)
- Самоопределение к деятельности
— Составьте слова.
Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.)
Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.)
— Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала? (Знание морфемного состава слов.)
— Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по теме “Морфемика и словообразование”.)
- Работа по теме урока
- Беседа
— Что такое морфемика?
— Что она изучает?
— Что такое морфема?
— Из каких частей состоит слово?
— Какие части слова входят в основу?
— Какие слова называются однокоренными?
— Как образуются формы слова?
— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.)
- Работа по учебнику
- Чтение определений, обсуждение задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 88).
- Упр. 156 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, письмо по памяти.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 157 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой: вариант 1 выписывает однокоренные слова, вариант 2 — формы одного и того же слова.
- Упр. 158 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
VII. Подведение итогов урока
— Как связаны морфемика и словообразование?
— Что называется морфемой?
— Все ли слова имеют окончания?
— В чём особенность нулевых окончаний?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 31, упр. 159.
Ход урока 2
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(Упр. 159 — проверка по цепочке.)
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Упр. 160 — обсуждение вопросов.)
— Как называются корни, одинаковые по написанию, но paзные по значению? (Омонимичные.)
— Есть ли среди слов упражнения слова, близкие по звучанию, но разные по значению? (Водяной, водянистый.)
— В чём разница в значении этих слов? (Водяной - относящийся к воде. Водянистый — содержащий излишек воды, бесцветный, слабоокрашенный.)
- Слово учителя
Знаете ли вы, что такое водные знаки? Наверное, кто-то увлекается гороскопами и может сказать, что водные знаки — это те, которые относят к стихии воды: Рак, Скорпион и Рыбы.
А что такое водяные знаки? Может быть, вам приходилось держать в руках необычные конверты или особую почтовую марку. С виду бумага как бумага, но если посмотреть на свет, то моя но увидеть буквы, или знаки, или фигуры. Такие знаки на бумаге — признак принадлежности какому-то человеку, организации По водяным знакам можно определить, кто её выпустил, кии она принадлежит. Водяные знаки есть на денежных купюрах и защищает их от подделки.
Слова водный и водяной очень похожи по звучанию, они однокоренные. Но значение у них разное, в этом мы только что убедились. Такие слова называются паронимами. Слово пароним греческого происхождения (пара — возле, онома — имя).
- Практическое задание
(Работа в группах.)
— Определите, взаимозаменяемы ли (одинаковы ли по значению) слова: 1) цветной и цветочный; 2) корни и коренья; 3) прорвать и прервать. Составьте с ними словосочетания. Уточните значение слов по толковому словарю.
Варианты словосочетаний: цветной карандаш, цветочный горшок; корни слов, корни растений, коренья петрушки; прорвать трубу, прервать разговор.
— Сделайте вывод. (Эти слова — паронимы.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 161 — коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 162 — чтение текста, обсуждение, соревнование (кто больше напишет слов с корнем -уч- за определённое время).
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Корень-корешок”, “Большая семьи маленького корня”.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 34 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
Комментарии
Слова, в которых есть приставки: приложить, навык, рассказать, потребовать, забег.
- V. Подведение итогов урока
— Назовите слова, имеющие, с вашей точки зрения, богатые родственные связи (т. е. много однокоренных слов). Обоснуйте вашу точку зрения.
— Какие слова называются паронимами?
Домашнее задание
Учебник: § 31, упр. 163.