Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Словари - КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать умение работать с разными типами лексических словарей, навыки публичных выступлений; прививать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: умения пользоваться разными тинами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Упр. 135 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.
- Сообщения о значении историзмов.
III. Самоопределение к деятельности
— Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных лексических групп? (Словари.)
— Какие лексические словари вам известны, какими из ниц вы пользуетесь?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научиться пользоваться ими.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые -предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одно язычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д.
Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I.
В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: “Школьный толковый словарь русского языка” М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); “Школьный словарь антонимов русского языка” М.Р. Львова (1985); “Школьный словарь иностранных слов” под ред. В.В. Иванова (1983); “Школьный грамматико-орфографический словарь” Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985).
В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).
- Сообщения учащихся о словарях
Примерный план характеристики словаря
- Краткие библиографические сведения.
- Цели и задачи словаря.
- Как построен словарь.
- Структура словарной статьи (как определяются понятия, киков иллюстративный материал, какие пометы используются и т. д.); примеры.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.
Упр. 138 - самостоятельное выполнение с последующей Проверкой.
- Подведение итогов урока
— Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?
— С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?
— Для чего нужны словари?
— С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 20-28, подготовиться к семинару (см. опережающие задания), упр. 139.
Рабочая тетрадь: разобраться в схеме “Словарный состав языка” (с. 11).