Устаревшие слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Устаревшие слова - КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с понятиями устаревшие слова, историз­мы, архаизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий устаревшие слова, историзмы, архаизмы; умения различать историзмы и архаизмы, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явле­ния, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 132 — объяснение значения слов, чтение предложений, составленных учащимися.)

III. Самоопределение к деятельности

— Почему в языке появляются новые слова? (Потому что раз­виваются наука и техника, меняется представление о мире, появляются новые предметы.)

Но ведь происходит и обратный процесс: какие-то вещи и понятия постепенно устаревают, уходят из нашей жиз­ни. Что из этого следует? (Что в языке существуют также устаревшие слова.)

— Каковы особенности этой группы слов?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с группой устаревших слов, узнать их осо­бенности, сферу употребления.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя с элементами беседы

За что мы любим сказки? Не только за их занимательность, волшебные приключения, превращения, чудеса, но и за то, что они открывают нам мир старины, рассказывают о том, что было давным-давно. Нам интересно, как люди жили, во что одевались, какими предметами пользовались — ведь не только скатертями-самобранками и коврами-самолётами.

Но все ли слова, относящиеся к быту старины, мы понима­ем? Конечно, в этом нам помогают иллюстрации, картины. А ещё могут помочь словари.

Что такое, например, светец? А что такое харатья? Если первое слово явно связано с понятием свет, то о значении второго мы вряд ли догадаемся сами. Заглянем в толковый словарь учебника.

Светец — подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

Харатья — вываренный и выскобленный кусок бараньей, козьей или телячьей кожи прямоугольной формы, на котором писали в Древней Руси особыми чернилами.

Обратим внимание на то, что толкования обоих слов сопровождены пометами устар., т. е. устаревшее.

Почему мы не понимаем значения этих и подобных слов без помощи словаря? (Потому что исчезли предметы, которые обозначались этими словами.)

Что такое око? Что такое длань?

Первое слово нам часто встречалось в поэтической речи во множественном числе: очи — глаза. А длань — это рука, ладошка.

Ни очи (глаза), ни длани (руки) не исчезли из нашей жиз­ни. Почему же нам вновь пришлось обращаться к словарю? Эти и подобные им слова со временем были вытеснены синонимами, возможно более точными и удобными. Жизнь меняется, меняются и слова, отражающие жизнь.

— А теперь рассмотрим картинки в учебнике, а затем узнаем, как называются группы устаревших слов, примеры которых мы разбирали.

  1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса и задания рубрики “Материалы для са­мостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала и определения (с. 74-75).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 133 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.

Комментарии

Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), коль­чуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бар­мица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава и т. д.

Дополнительный вопрос

— Как вы считаете, эти слова являются историзмами или ар­хаизмами? Обоснуйте своё мнение. (Это историзмы, так как предметы доспехов и вооружения древнерусского воина давно ушли из употребления и сохранились только в музеях.)

  1. Упр. 134 - обсуждение вопросов в группах (каждая группа ищет в словаре значение одного из трёх приведённых слов), самостоятельное выполнение письменного задания.
  2. Упр. 136 — устное выполнение, работа со словарями.
  3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 17 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

  1. Подведение итогов урока

— Что такое историзмы? Приведите примеры. (Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, каф­тан, кольчуга, крепостной, князь.)

— Что такое архаизмы? Приведите примеры. (Устаревшие назва­ния современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики: сей — этот, уста - губы, чело — лоб, выя — шея, зело — очень, вежды — веки, зерцало — зеркало.)

— Есть ли синонимы у историзмов? (Нет, среди устаревших слов синонимы в современном русском языке есть только у ар­хаизмов.)

— Как не перепутать названия видов устаревших слов? (По­может однокоренное слово: историзмы — это те понятия, которые ушли в историю; они уже не вернутся, по крайней мере, в том значении, которое когда-то имели.)

Домашнее задание

Учебник: § 27, 28, упр. 135.

Индивидуальные задания: узнать о значении историзмов (на выбор: одежда, воинское снаряжение, предметы быта и т. д.), которые встретились в учебнике истории или в ис­торических книгах; узнать о происхождении слова харатья.

Работа в группах: подготовить сообщения о словарях сино­нимов, антонимов, иностранных слов, этимологических, толковых, диалектных, о “Толковом словаре живого вели­корусского языка” В.И. Даля.






Для любых предложений по сайту: [email protected]