Лексика и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Лексика и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Цели: повторить изученное по лексике и фразеологии; закреплять знания о лексическом составе русского языка, о разных группах лексики; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание основных лексических трупп; понимание разницы между фразеологизмом и словосочетанием; умения ориентироваться в словарях, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 610 — чтение и анализ сочинений.)

III. Работа по теме урока

  1. Беседа

— Что изучает лексика?

— Что изучает фразеология?

— Какие значения есть у слова?

— Что называется лексическим значением слова?

— Как соотносятся лексическое и грамматическое значение слова?

— Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

— Чем различаются однозначные и многозначные слова?

— Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Приведите примеры.

— Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

— Какие слова называются профессиональными? жаргонными? Приведите примеры.

— Приведите примеры неологизмов, объясните причины их появления в языке.

— Приведите примеры заимствованных слов. Из каких языков и почему пришли к нам эти слова?

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 611 — устное выполнение.
  3. Упр. 612 - выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Основная мысль текста: родная земля прекрасна.

  1. Упр. 613 - устное выполнение.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Слово о курице”, “"Куриные" фразеологизмы”, “Курам на смех”.

  1. Работа с фразеологизмами

— Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним си­нонимы и антонимы.

  • На рыбьем меху. (Холодный - тёплый.)
  • Лапу сосать. (Класть зубы на полу, жить впроголодь, кататься как сыр в масле, жить в достатке, сытно.)
  • Испокон веку. (При царе Горохе, давно - недавно.)
  • Во всю Ивановскую. (Во всё горло, очень громко - тихо.)
  • Водить за нос. (Втирать очки, обманывать - говорить правду.)
  • С гулькин нос. (Кот наплакал, мало - хоть пруд пруди, много.)
  • В час по чайной ложке. (Медленно - сломя голову, быстро.)
  1. Работа по учебнику

(Упр. 614 - устное выполнение.)

  1. Сообщения учащихся (реализация домашнего задания.)
  2. Подведение итогов урока

— Что общего у слова и фразеологизма и чем они различаются?

— Какие явления в лексике, в изменении лексического сос­тава языка вам особенно интересны? Какой материал по теме “Лексика” вам представляется трудным, непонятным?

— Где вы ищете и находите информацию по лексике?

Домашнее задание

Учебник: § 103, упр. 615, 616.






Для любых предложений по сайту: [email protected]