Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Лексика и фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Цели: повторить изученное по лексике и фразеологии; закреплять знания о лексическом составе русского языка, о разных группах лексики; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: знание основных лексических трупп; понимание разницы между фразеологизмом и словосочетанием; умения ориентироваться в словарях, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 610 — чтение и анализ сочинений.)
III. Работа по теме урока
- Беседа
— Что изучает лексика?
— Что изучает фразеология?
— Какие значения есть у слова?
— Что называется лексическим значением слова?
— Как соотносятся лексическое и грамматическое значение слова?
— Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
— Чем различаются однозначные и многозначные слова?
— Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Приведите примеры.
— Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
— Какие слова называются профессиональными? жаргонными? Приведите примеры.
— Приведите примеры неологизмов, объясните причины их появления в языке.
— Приведите примеры заимствованных слов. Из каких языков и почему пришли к нам эти слова?
- Работа по учебнику
- Упр. 611 — устное выполнение.
- Упр. 612 - выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Основная мысль текста: родная земля прекрасна.
- Упр. 613 - устное выполнение.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Слово о курице”, “"Куриные" фразеологизмы”, “Курам на смех”.
- Работа с фразеологизмами
— Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним синонимы и антонимы.
- На рыбьем меху. (Холодный - тёплый.)
- Лапу сосать. (Класть зубы на полу, жить впроголодь, кататься как сыр в масле, жить в достатке, сытно.)
- Испокон веку. (При царе Горохе, давно - недавно.)
- Во всю Ивановскую. (Во всё горло, очень громко - тихо.)
- Водить за нос. (Втирать очки, обманывать - говорить правду.)
- С гулькин нос. (Кот наплакал, мало - хоть пруд пруди, много.)
- В час по чайной ложке. (Медленно - сломя голову, быстро.)
- Работа по учебнику
(Упр. 614 - устное выполнение.)
- Сообщения учащихся (реализация домашнего задания.)
- Подведение итогов урока
— Что общего у слова и фразеологизма и чем они различаются?
— Какие явления в лексике, в изменении лексического состава языка вам особенно интересны? Какой материал по теме “Лексика” вам представляется трудным, непонятным?
— Где вы ищете и находите информацию по лексике?
Домашнее задание
Учебник: § 103, упр. 615, 616.