Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Цели: повторить изученное по словообразованию; закреплять навыки морфемного и словообразовательного разбора; прививать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: знание основных способов образования слов; умения различать однокоренные слова и формы слова, определять способы образования слов, ориентироваться в этимологических словарях, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
— Что изучает словообразование?
— Что такое морфемы?
— Какие морфемы выделяются в слове?
— Может ли суффикс стоять после окончания?
— Как образуются новые слова?
— Назовите основные способы образования слов.
— Какие способы образования слов характерны для существительных, прилагательных, глаголов?
— К каким словарям нужно обращаться для проверки состава слова и способа его образования?
(Упр. 615, 616 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.)
III. Работа по теме урока
- Работа со словарями
— Выберите из доступных вам словообразовательных, этимологических словарей словарную статью, прокомментируйте.
- Работа по учебнику
- Упр. 617 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
Комментарии
Слова, высеченные на стене на площади Героев, у входи в Зал воинской славы, взяты из очерка военного корреспондента “Красной звезды” в Сталинграде Василия Гроссмана. Очерк, па печатанный в ноябре 1942 г., назывался “Направление главною удара”.
- Упр. 618 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Выполнение задания из рабочей тетради
(Задание 121 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.)
- Занимательная лингвистика
Русские фамилии
Почему одни фамилии оканчиваются на -ов или -ев (Кузнецов, Гончаров, Столяров, Плетнёв, Федосеев), а другие — на -ин (Кожемякин, Пушкин, Уткин)?
Это зависит от склонения существительного, от которого образована фамилия. Если существительное 2-го склонения (мужского или средне-IX) рода) и оканчивается на твёрдый согласный (кузнец, гончар, столяр), то фамилия оканчивается на -ов. Если существительное 2-го склонения оканчивается на мягкий согласный (плетень, Федосей), то фамилия оканчивается на -ев. Если же существительное 1-го склонения (женского, Мужского или общего рода: пушка, утка, владыка, скряга), фамилия оканчивается на -ин. Так, фамилия Пушкин произошла от слова пушка, н I/ушков — от слова пушок.
Петух и курица
Почему у одних птиц названия мужского и женского пола и названия Птенцов — однокоренные слова (гусь, гусыня, гусята), а у других имеют разные корни (петух, курица, цыплята)?
Кур — общеславянское слово, означающее “петух”. По предположениям этимологов, слово подражательное (так же как и слова кукарекать, Курлыкать). Это название петуха сохранилось в поговорке “Попал как цур в ощип”. Так говорят о человеке, неожиданно попавшем в неприятное, глупое или неловкое положение. Варианты поговорки: “Попал как цур на щи”, “Попал как кур во щип” (т. е. в капкан). Как бы то ни было, Смысл поговорки печальный.
Кур женского пола — кура, уменьшительное от этого слова — курица (Ср.: утка — утица). Кстати, слово куропатка, известное с конца XVII в., тоже образовалось от слова кура. Считается, что это сложное слово, Состоящее из кура и потки (птица); куропатка — птица, похожая на курицу. Ударение сначала падало на первый слог, поэтому о изменилось Нй </ во второй части слова.
Ещё курицу раньше называли цыпа — тоже звукоподражательное Слово (цып-цып-цып), а птенца называли цыпля. Позже к этому слову добавился суффикс -енок-, и получился цыплёнок. Со временем вместо цур закрепилось в речи петух: слово образовалось от того же корня, что I слово петь (петух — тот, кто поёт).
— Вспомните несколько названий животных, которые образованы сложением основ. (Носорог, осьминог, землеройка, медведь, утконос.)
- Подведение итогов урока
— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Словообразование”?
— Какие способы словообразования называются морфемными? Как связаны словообразование и орфография?
— Какие словари вы используете, чтобы узнать о происхождении слова, о значении имён, фамилий? (“Школьный словообразовательный словарь” А. Н. Тихонова, “Школьный этимологический словарь” Н.М. Шанского и ТА. Бобровой, “Словарь личных имён” Н.А. Петровского, “Словарь русских фамилий” Ю.А. Федосюка, “Словарь русских фамилий” В.А. Никонова.)
— Какие трудности вы испытывали при изучении темы?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 104, 105, упр. 619.
Рабочая тетрадь: задание 122.