Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Притяжательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о притяжательных местоимениях, особенностях их склонения; показать разницу между притяжательными и личными местоимениями; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей притяжательных местоимений; умения склонять притяжательные местоимения, различать притяжательные и личные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- 1. Упр. 472 — взаимопроверка.
- Упр. 474 — подготовленный диктант
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Мишина тетрадь, лисья нора, звериные тропы.
— Назовите разряд прилагательных в словосочетаниях. (Притяжательные.)
— Замените их местоимениями. (Его тетрадь, её нора, их тропы.)
— На что указывают эти местоимения? (На принадлежность.)
— Предположите, как могут называться такие местоимения. (Притяжательные.)
— А что особенного вы заметили в этих местоимениях? (Их формы совпадают с формами личных местоимений.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядом притяжательных местоимений, с особенностями их склонения и употребления, научиться различать притяжательные и личные местоимения.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала (с. 84-86).)
- Практическое задание
— Запишите предложения и определите разряд местоимений.
Вы знаете (кого?) его? (Личное.) Вы знаете (чей?) его номер телефона? (Притяжательное.)
Увидев заблудившуюся кошку, мы принесли (кого?) её домой (личное), дали молока, расчесали (чью?) её свалявшуюся шёрстку (притяжательное).
Птицам зимой голодно, надо (кого?) их подкормить. (Личное.) Зимой (чьих?) их голосов почти не слышно. (Притяжательное.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 475 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Комментарии
Местоимения обозначают принадлежность (т. е. являются притяжательными) в словосочетаниях 2, 4, 5.
- Упр. 476 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей
проверкой, морфологический и фонетический разбор на доске.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Лучший подарок”, “Подарки с любовью”, “Подарок своими руками”.
- Упр. 477, 478 — устное выполнение.
- Словарная работа
(Обсуждение ошибок, связанных с употреблением местоимения их, составление словосочетаний с этим словом.)
- Подведение итогов урока
— Расскажите о морфологических особенностях притяжательных местоимений.
— Как отличить притяжательные местоимения от притяжательных прилагательных?
— Как различить одинаковые формы притяжательных и личных местоимений?
Домашнее задание
Учебник: § 82, упр. 479 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 95.