Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об отрицательных местоимениях, их склонении; познакомить с условиями выбора приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания не и ни; показать способность отрицательных местоимений усиливать отрицательный смысл предложений.
Планируемые результаты: знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений; умения различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, выбирать слитное и раздельное написание не и ни, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Связный рассказ о строении и правописании неопределённых местоимений.
- Упр. 461 — чтение текста по частям, обсуждение заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
А я всё чаще замечаю, Что меня как будто кто-то подменил, О морях и не мечтаю — Телевизор мне природу заменил.
— Откуда взяты эти слова? (Это песня кота Матроскина из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”.)
— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите разряд местоимений.
(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово что в этом предложении является не относительным местоимением, а подчинительным союзом: его нельзя заменить именной частью речи, к нему нельзя поставить вопрос.)
- Самоопределение к деятельности
Название разряда местоимений, которые мы сегодня будем изучать, — отрицательные — тоже говорит само за себя, как, например, и вопросительные, и неопределённые. Предположите, какие местоимения называются отрицательными. (Это местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новым разрядом местоимений — отрицательными, узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи.)
- Работа по теме урока
- Наблюдения над особенностями отрицательных местоимений
— Как, по-вашему, образуются отрицательные местоимения? (Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни-.)
Отрицательные местоимения связаны происхождением с вопросительными, поэтому логично предположить, что и изменяются они также, как вопросительные. Проверим это, просклоняв местоимения обоих разрядов.
(Устное выполнение.)
Мы доказали, что наше предположение верно, и заметили, что местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа.
— Какую закономерность вы заметили в выборе приставок не- и ни-? (Приставка не всегда ударная, приставка ни- безударная.)
— Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль.
1) Никто не забыт, ничто не забыто. (О. Берггольц) (Подлежащее.) 2) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. (С. Есенин) (Определение.) 3) Я — для всех и ничей. (К. Бальмонт) (Сказуемое.) 4) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов) (Дополнение.) 5) Закручинился Иван-царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету. (Сказуемое.)
— Какую роль играют отрицательные местоимения в предложении? (Отрицательные местоимения входят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества.)
- Работа по учебнику
Чтение теоретического материала и правила (с. 79, 80).
Упр. 462 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 463 — устное выполнение.
Упр. 464 — комментированное письмо.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 79.
Запищите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся.
Составьте словосочетания с этими словами.
VII. Подведение итогов урока
— Как образованы отрицательные местоимения?
— Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?
— Как различить приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях?
— При каком условии отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения?
Домашнее задание
Учебник: §81 (с. 79, 80).
Рабочая тетрадь: задание 93.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Рассказ о составе, склонении и правописании отрицатель пых местоимений.
- Задание 93 из рабочей тетради — проверка по цепочке.
III. Самоопределение к деятельности
— Как правильно выбрать приставку не- или ни- в отрицательных местоимениях? Упр. 469 — фронтальная проверка.)
- IV. Актуализация знаний
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 81).)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать отрицательные местоимения.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение правила (с. 81), беседа по прочитанному.
— При каком условии отрицательные местоимения пишутся раздельно с не и ни?
— Правописание каких местоимений тоже зависит от употребления предлога? (Неопределённых местоимений с кое-.)
- Упр. 465 - коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 466 — комментированное письмо, обсуждение смысла пословиц.
- VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 467 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 468 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (вариант 1 выписывает отрицательные местоимения со слитным написанием, вариант 2-е раздельным).
VII. Подведение итогов урока
— Как связано правописание отрицательных местоимений с ударением в них?
— Как пишутся отрицательные местоимения, если не и ни отделяются от них предлогом?
Домашнее задание
Учебник: § 81, упр. 469.
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 469 — фронтальная проверка.)
III. Актуализация знаний
Объяснительный диктант
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Нечем было ему питаться в камне и в глине.
— Из какого произведения взяты эти предложения? (Из сказки А.И. Платонова “Неизвестный цветок”.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 470 — чтение и обсуждение смысла пословиц, самостоятельное выполнение письменного задания.
- Упр. 471 — выразительное чтение текста, устное выполнение заданий.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Спорщики”, “Никакая сказка”.
- Упр. 473 - самостоятельное выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Комментарии
Предложения с однородными сказуемыми: 1, 2.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.)
- Подведение итогов урока
— Расскажите о морфологических особенностях отрицательных местоимений.
— Какие орфограммы связаны с отрицательными местоимениями?
Домашнее задание
Учебник: § 81, упр. 472, 474 (подготовиться к диктанту).