Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Относительные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с особенностями относительных прилагательных; научить распознавать относительные имена прилагательные, доказывать принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Конкурс-аукцион. Вызванный ученик читает текст домашнего упражнения. Учащиеся подчёркивают как члены предложения слова, обозначающие животных, и использованные прилагательные. Когда перечень заканчивается, начинается аукцион: по очереди предлагают свои выражения те, у кого остались неподчёркнутые слова.
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Игра “Шарада”. 1) Корень самой лучшей отметки (пят-); 2) самый активный союз (и); 3) слово со значением “продольная часть дома, ряд помещений на одной высоте” (этаж); 4) 15-я буква русского алфавита (н); 5) окончание начальной формы прилагательного (-ый).
Ответ: пятиэтажный.
— Каким способом образовано это слово (сложение + суффиксация)? Какая это часть речи? Это качественное прилагательное? Докажите своё мнение, используя известные вам приёмы. Сравните со словами из домашней работы.
III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
1. Учитель сообщает, что слово пятиэтажный — это относительное прилагательное. Учащиеся самостоятельно осваивают материал учебника (с. 18) и сопоставляют имеющиеся в нём сведения с теми, которые они выявили во время лингвистической разминки.
2. Выполнение упр. 343, взаимопроверка орфографии, правильности графического обозначения пропущенных орфограмм; построение рассуждений.
У доски работают два ученика: выписывают все относительные / качественные прилагательные, делают их словообразовательный разбор. Проверяя их работу, учащиеся делают вывод о том, что все относительные прилагательные являются производными. Среди качественных есть как производные, так и непроизводные.
Учителю следует предусмотреть возможное смешение прилагательных с местоимениями (многих, другой, ином, своими) и наречиями.
3. При выполнении упр. 344 учащиеся определяют, от каких частей речи произведены прилагательные, какой способ образования является наиболее частым. Орфоэпическая работа со словами в рамках сопровождается определением лексического значения прилагательных, выстраиваются словообразовательные пары, сравниваются начальные формы прилагательных:
язык (речь) → языков-Ой
язык (орган во рту) → языкОв-ый
IV. Закрепление изученного. Комплексный анализ текста упр. 345.
V. Подведение итогов урока. Одинаков ли разряд прилагательных в словосочетаниях золотой браслет и золотой характер? Какое из словосочетаний можно перестроить по схеме: сущ. + сущ. с предлогом? Какое нельзя?
VI. Домашнее задание. Упр. 346.