Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с разрядами имён прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных; научить распознавать качественные имена прилагательные, доказывать их принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль.
Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Дедуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. От каких из данных слов нельзя образовать простую сравнительную степень: свирепый, ветхий, гордый, редкий, плохой, одинокий, трудоёмкий?
2. Как вы думаете, почему не образуются степени сравнения от прилагательных огромный, исключительный, превосходный, здоровенный, распрекрасный? (В них уже заявлена большая степень проявления признака.)
II. Проверка домашнего задания. Обмен сведениями о географических объектах, которые по какому-то признаку превосходят все остальные. Учащийся у доски выписывает прилагательные из прочитанных предложений.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение теоретического материала, составление плана учебной статьи, поиск иллюстраций к записанным положениям в упр. 326.
2. Учитель может дополнить информацию учебника следующими сведениями о качественных прилагательных: 1) образуют прилагательные с помощью приставки прев значении “очень”: преогромный, презлой; 2) могут иметь уменьшительно-ласкательную форму: серенький, узенький; 3) могут образовывать другие качественные прилагательные, называющие оттенки и степени качества: красноватый, большущий; 4) могут производить существительные, называющие отвлечённые понятия: простота, глупость, глубина. Кроме того, могут иметь антонимы: светлый — тёмный; узкий — широкий.
3. Тестирование прилагательных на наличие у них перечисленных свойств. Поиск прилагательных-рекордсменов.
Звонкий, весёлый, тревожный, знаменитый, долгий, суровый, хитрый, покладистый, ласковый, новый, красивый, пленительный, свирепый, полный.
IV. Контроль за усвоением темы. Самостоятельная работа с упр. 340.
V. Подведение итогов урока. Слова второй группы из лингвистической разминки не имеют степеней сравнения. Как вы думаете, они качественные или нет? Исследуйте их, используя известные вам сведения.
VI. Домашнее задание. Упр. 341.