Притяжательные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Притяжательные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями притяжательных прилагательных; научить распознавать их, доказывать принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль, употреблять разделительный ь в притяжательных прилагательных и графически обозначать условия его выбора.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения, её переработка. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Прочитайте пары прилагательных, которые различаются ударением, и запишите словосочетания, в которых будет ясно их лексическое значение. Употребите каждую пару словосочетаний в родительном падеже: языкОвый — языковОй; врЕменный — временнОй; мЕлочный — мелочнОй, свЯзный — связнОй; склАдный — складнОй. Определите разряд прилагательных. В какой паре оба прилагательных относительные?

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

— Какие прилагательные в домашней работе образованы приставочно-суффиксальным способом? (Бесконечный, бесплодный, подземный.)

— Определите, чем отличаются друг от друга прилагательные в словосочетаниях Сизифов обман — сизифов труд. К какому из них можно подобрать синонимы и антонимы? Какое выражение можно перестроить по схеме: сущ. + сущ. с предлогом? Почему в первом выражении прилагательное написано с заглавной буквы? Какое из прилагательных отвечает на вопрос чей?

Итог беседе подводит учитель, сообщая о том, что первое прилагательное относится к разряду притяжательных. Таких прилагательных в русском языке немного, и все они производные от одушевлённых существительных.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение теоретических сведений (с. 20—21), составление плана учебной статьи. Пересказ материала с подбором своих примеров.

При работе над суффиксами притяжательных прилагательных учитель обращает внимание на то, что эти суффиксы имеют омонимичные им суффиксы: например, суффикс -ин- (-ын-) имеют также и относительные прилагательные орлиный, петушиный (притяжательные от этих корней — орлий, петуший).

2. Образование притяжательных прилагательных от слов: человек, крокодил, охотник, лиса, барсук, тюлень, рыбак, овца, казак, кошка, кабан, белка, пастух, помещик, кролик, девица, медведь, рысь, баран, павлин, муравей.

Прилагательные записываются в два столбика: 1) в начальной форме; 2) в форме им. п. мн. ч.; выделяются суффиксы и окончания.

Учащиеся находят на форзаце орфограмму, которой они руководствовались в правописании прилагательных во втором столбике (орфограмма 6), затем читают материалы для наблюдения на с. 21.

3. Упр. 349 сопровождается словообразовательным разбором слов либо поиском слов, образованных определённым способом, например бессуффиксным (подъезд, круча).

IV. Закрепление изученного.

1. Комплексная работа с текстом упр. 348. Работая со словом слюдяной, учащиеся определяют, остаётся ли прилагательное относительным, если употреблено в переносном значении, вспоминают термин эпитет. Приводят аналогичные примеры.

2. Групповая работа по составлению обобщающей таблицы “Разряды имён прилагательных”.

V. Подведение итогов урока. Представление таблиц.

VI. Домашнее задание. Упр. 350. Составление схем 3—5-го предложений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]