Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя (орфограмма 31); научить правильно писать существительные на -мя с данной орфограммой, графически обозначать её.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Соблюдение норм речевого этикета. Работа в мини-группах.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Знаете ли вы, что в образовании некоторых слов участвуют такие элементы, которые встречаются только один раз? Причём их достаточно много — более 200. В науке такие элементы получили название унификсов. Некоторые унификсы со временем становятся морфемами. Так произошло с унификсом -иад-, который встречался только в одном слове — олимпиада. В современном языке появились слова универсиада, спартакиада, альпиниада, эльбрусиада.
— Объясните значение слова унификс и найдите унификсы в словах: попадья, мошкара, стеклярус, жених, француз, детвора, почтамт, светоч, любовь, ва-банк. Какой вид разбора помогает выполнить задание?
Объясните лексическое значение данных слов, в случае затруднения обратитесь к толковому словарю, запишите слова в личные словари.
II. Проверка домашнего задания в форме взаимопроверки. В процессе работы ученик записывает на доске слова иноязычного происхождения из домашней работы.
Учитель проводит на их основе мини-викторину:
1) Определите, из каких языков пришли в русский язык эти слова.
2) Кто больше подберёт рифм к слову вестибюль?
3) Используя пословицу Из огня да в полымя, докажите, что одно из группы слов на -мя заимствовано. Из какого языка?
Ответы: 1) вестибюль, аллея — французский, история — греческий, экспедиция — латинский; 2) например: буль-буль, куль, нуль, руль, патруль, июль, тюль; 3) это слово пламя, оно заимствовано из старославянского языка, для которого характерно неполногласие: полымя (рус.) — пламя (старослав.).
III. Изучение нового материала.
1. Изучение орфограммы 31 (с. 138), повторение правила; составление плана рассказа на лингвистическую тему “Особенные слова на -мя”; выступление с опорой на план, оценка выступления учащимися; выполнение упр. 259.
2. Составление мини-диалога с опорой на предложения в рамке на с. 138. Анализ соблюдения норм этикета в репликах участников разговора (работа в мини-группах, парами).
3. Упр. 260 можно дополнить записью слов, образованных от существительных на -мя. Эта работа сопровождается наблюдением над тем, от какой основы образуются производные слова, какие чередования происходят в основе производных слов, какие способы словообразования используются.
Например: время → временный; времянка; современный; знамя → знамённый; имя → безымянный.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Комментированный диктант.
1) Времени не поворотишь. 2) С именем — Иван, без имени — болван. 3) Хоть голодать, а добрым семенем засевать. 4) От худого семени не жди доброго племени. 5) Иное время — иное бремя. 6) Всё до поры до времени. 7) Полымя не без дыму. (Пословицы)
— Почему в пословицах вместо слова пламя употребляется слово полымя?
2. Комплексная работа с текстом упр. 264. Дополнительно учащиеся готовят выразительное чтение текста, определяют его стиль, основную мысль. Помимо слов с пропущенными орфограммами, учащиеся выписывают слова, в которых можно допустить ошибки. По вариантам выполняется словообразовательный (1-й вариант) и морфемный (2-й вариант) разбор слов: отвал, перечёркивать, бесшумно, пятерня, драгоценность.
V. Подведение итогов урока в форме само- и взаимопроверки.
VI. Домашнее задание. Упр. 261, письменно и устно (пересказ).