Разносклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Разносклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием разносклоняемые существительные, с перечнем разносклоняемых слов и особенностями их склонения; научить правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, писать окончание -и, графически обозначать орфограмму.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Индуктивное умозаключение. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Даны две группы слов: 1) варенье, печенье, соленье; 2) варение, печение, соление. Чем слова одной группы отличаются от слов другой группы?

Ответ: разные суффиксы придают разное значение: в 1-й группе — продукты, во 2-й — названия процесса, в результате которого они получаются; в предложном падеже слова 1-й группы имеют окончание -е, 2-й группы — окончание -и.

II. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником: учащиеся разъясняют тему урока, опираясь на знания о склонении существительных (таблица на с. 133); читают теоретические сведения на с. 136, выписывают и заучивают слова, заканчивающиеся на -мя, по группам комментируют их лексическое значение, используя толковый словарь (в учебнике дано значение только слова бремя).

2. Выполнение упр. 254, поиск в учебнике ответа на вопрос, какой орфограммой является правописание окончаний существительных на -мя.

3. Упр. 255, 256, 257.

III. Закрепление изученного.

Комментированное письмо с выделением орфограммы 17.

1) Сломано стремя — без стремени сяду. (Н. Тихонов) 2) Под снегом спит до времени трава. (Е. Дмитриева) 3) Я бурю пламени и света покорно понесу во тьму. (В. Брюсов) 4) Страна — под бременем обид. (А. Блок) 5) Да от темени до пят — как вздрогнет! (М. Цветаева) 6) В имени его — гнев, в материнском — тишь. (М. Цветаева)

IV. Подведение итогов урока.

— Зачем нужно помнить слова, заканчивающиеся на -мя? Чем от них отличается слово путь?

V. Домашнее задание. Упр. 258. Записать слово вестибюль в словари, составить его “портрет”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]