Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Письмо другу - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: актуализировать знания учащихся о письмах, их композиции, используемых языковых средствах; расширить представление о цели и назначении писем; познакомить с жанром письма-благодарности; научить писать письмо-благодарность другу.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Систематизация наблюдений. Редактирование. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Соблюдение норм речевого этикета.
В 5 классе учащиеся познакомились с видами писем, особенностями их построения, обязательными элементами, целями коммуникации, этикетными нормами, написали два сочинения в форме письма другу, поэтому данная форма работы им знакома. В связи с этим учитель организует повторение известных ученикам сведений о дружеских письмах, дополняя их сведениями о письме-благодарности с опорой на вопросы, сформулированные в упр. 244.
Дополнительно можно провести анализ письма А. П. Чехова.
31 января 1885 г Москва.
Дорогой дядечка Митрофан Егорович!
Первым делом приношу Вам искреннейшую благодарность за память и любовь, которыми проникнуты все Ваши письма к отцу. Ваше расположение слишком дорого для нас всех, для меня же лично оно составляет предмет гордости и радости! Расположение хороших людей делает честь и повышает нас в собственном мнении! Не извиняюсь перед Вами за моё долгое, упорное молчание. Не писал я потому, что надеюсь на скорое свиданье. Надеялся и надеюсь. Прошлое лето не мог быть у Вас, потому что сменял товарища, земского врача, бравшего отпуск, в этом же году рассчитываю попутешествовать, а стало быть, и повидаться с Вами. Куда бы я ни поехал — за границу ли, в Крым или на Кавказ, — Таганрога я не миную.
Тёте целую руку, братьям шлю привет. Поклон знакомым. Извиняйте и не забывайте Вашего покорнейшего и вечно признательного
А. Чехова.
Работая с данным письмом, учащиеся характеризуют обязательные элементы письма, находят языковые средства, которые подтверждают непосредственный характер текста (элементы разговорного стиля), способы выражения благодарности и уважения к адресату, а также лексические и синтаксические средства выражения чувств пишущего.
Готовясь написать собственное письмо, учащиеся подбирают ключевые слова, затем приступают к сочинению. В процессе работы учащиеся используют памятку “Как совершенствовать написанное” (с. 165).