Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение изученного в 5 классе (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить правила правописания ь после шипящих на конце существительных, букв о — ё после шипящих и ц в окончаниях существительных; продолжить формирование навыка определения способа образования существительных и установления их синтаксической роли.
Личностные УУД. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Как склоняются существительные портной, запятая, животное, Толстой? Подберите аналогичные по типу склонения существительные каждого рода. (Такие существительные склоняются как прилагательные. Примеры: понятой, булочная, насекомое, Вернадский.)
— Какая ошибка допущена в предложении Больше всего я люблю книги Льва Толстова? Почему возникла эта ошибка? Исправьте её. (Это форма родительного падежа существительного Толстов, которое изменяется по 2-му склонению. Надо: Толстого, по типу прилагательного: седой — седого.)
II. Проверка домашнего задания.
Словарный мини-диктант.
Расположиться на новой территории, шёл по узкой аллее, участвовал в агрессии, дождаться сессии, выполнил по договорённости.
При записи учащиеся выделяют орфограммы в корнях и окончаниях (у доски два ученика пишут выборочный диктант: 1-й записывает существительные; 2-й — глаголы). После коллективной проверки учащиеся находят, чем похожи все существительные (есть удвоенная согласная).
III. Орфоэпический тренинг (слова в рамках на с. 133— 135).
1. Чтение иноязычных слов с мягким согласным перед буквой е. Учитель обращает внимание на слово сессия: оно имеет два варианта произношения — с мягким и с твёрдым согласным.
2. Акцентологическая норма. Учащиеся проговаривают слова договорённость, намерение, добыча, по цепочке вспоминают слова, в которых возникают трудности при постановке ударения.
3. Норма произношения согласных в женских отчествах Ильинична, Лукинична (упр. 248) и др.: буквосочетание чн читается [шн].
IV. Работа по теме урока с использованием материалов учебника.
1. Выполнение упр. 249. Повторение синтаксической роли существительных с использованием составленных учениками предложений.
Дополнительно учитель может использовать предложения: 1) Пищала полевая мышь, трещал сверчок, хрустела сеном корова, и где-то возились и в сонной тревоге кудахтали куры. (В. Войнович) 2) В четыре часа вечера обитатели студенческого дома отдыха сходились с кувшинами у околицы усадьбы и шли по дороге через рожь к Грозовым Ключам. (В. Вересаев)
2. Материалы 2-го абзаца упр. 253 используются в работе над упр. 250.
3. Выполнение упр. 251 сопровождается словообразовательным разбором. Учителю следует обратить внимание на трудные случаи: 1) бессуффиксный способ образования слов синь, заплыв, выход; 2) образование слова девятилетка суффиксальным способом от сложного прилагательного девятилетний (девятилетка — это школа с девятилетним обучением).
4. Материалы упр. 252 дополняются словообразованием существительных среднего рода: болото → болотище (ср. р.). В конце работы делается вывод о том, что выбор окончания зависит от рода имени существительного.
V. Подведение итогов урока. Обобщение материала “Что мы знаем о существительном” (по двум урокам).
VI. Домашнее задание. Упр. 253, 1-й абзац.