Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Устаревшие слова - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; сформировать представление о роли устаревших слов в художественных текстах; научить находить устаревшие слова в тексте и в словаре, разграничивать историзмы и архаизмы, выявлять ошибки в понимании устаревших слов.
Личностные УУД. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Установление аналогий. Переработка текстовой информации. Коммуникативные УУД. Работа в группе. Выступление перед аудиторией сверстников.
Ход урока
I. Словарный диктант. Поражать, отозваться, экономить, перила, терраса, расплываться, солдат, иллюстрация, экскаватор, аккорд, обиход, пиджак, реформа, календарь, исследование, эскалатор, ветеран, вентилятор, акваланг, искусство, Интернет, диалект, лексикология. (23 слова)
II. Изучение нового материала с опорой на материалы учебника.
1. Самостоятельная подготовка сообщения об устаревших словах по материалам учебника на с. 74—76. В ходе работы составляется план. У доски два ученика составляют опорную схему для рассказа об устаревших словах. Работа заканчивается выступлением учащихся, оценкой и дополнением сообщений.
2. Упр. 134, 136 выполняются с опорой на толковый словарь. Слова выписываются в два столбика: историзмы и архаизмы.
3. Выразительное чтение отрывка из книги “Юность полководца” (упр. 135), частичный анализ текста: определение стиля речи, темы, основной мысли. Устаревшие слова дополняют список историзмов и архаизмов. Учитель следит, чтобы слова иеромонах и псалтырь не были отнесены к устаревшим (в словаре отсутствует помета устар.). Анализируется значение данных слов, они записываются в словарики, характеризуются как общеупотребительные.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Учитель сообщает учащимся, что иногда устаревает не всё слово, а одно из его значений. А ещё бывает, что слово остаётся, но меняется его значение. Так произошло со словами позор и пошлый. Первое слово раньше имело значение зрелище, представление; второе — обычный, стародавний.
1. — Найдите в известном вам стихотворении С. Маршака слово, которое сегодня не используется в том значении, в котором оно употреблено автором.
Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. (Картонка — коробка для шляпы.)
2. — Прочитайте пословицы и поговорки, найдите в них устаревшие слова. Понятны ли вам значения выражений? А значения устаревших слов?
1) От горшка два вершка. 2) За семь вёрст киселя хлебать. 3) Не было ни грОша1 — да вдруг алтын. 4) Семи пядей во лбу. 5) Мерит всё на свой аршин. 6) Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. 7) Косая сажЕнь в плечах.
3. Игра “Собери своих”. Пять учащихся получают задание собрать слова определённой тематической группы (по жребию). Карточки со словами перемешиваются и раздаются остальным учащимся. За отведённое время группа должна собрать материал.
Одежда |
Салоп, бурнус, тюрлюрлю, манишка, боливар, камзол |
Средства передвижения |
Бричка, дрожки, тарантас, линейка, фаэтон, кабриолет |
Мебель |
Канапе, софа, козетка, поставец, конторка, бюро |
Разновидности войск |
Кирасиры, кавалергарды, драгуны, уланы, гренадеры, егеря |
Деньги |
Империал, гривенник, пятиалтынный, полтина, полушка, целковый |
IV. Подведение итогов урока в форме отчёта группы.
V. Домашнее задание. Найти и записать значение слов одной из групп.
1 Произношение слова в пословице отличается от всех других случаев (нет ни грошА, сидеть без грошА, грошА медного не стоит).