Словари - Лексика. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Словари - Лексика. Культура речи

Цели урока: систематизировать и расширять знания о различных видах словарей; формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа; развивать умения сопоставлять и создавать словарные статьи.

Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Установление аналогий. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Умение работать в команде.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Перед вами отрывок из книги. Как вы думаете, по какому принципу перечислены эти слова? Что это может быть за книга?

Деревушка / церквушка / легковушка / ловушка / лягушка / душка / кадушка / раскладушка...

Комментарий. Это отрывок из словаря. Все слова в нём, как и в других словарях, расположены по алфавиту, только начиная с последней буквы. Такой словарь называется обратным. Этот принцип используется в грамматическом словаре, так как его основная задача — отразить систему словоизменения.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся тестируют друг друга на знание лексического значения слов из домашнего задания, называют использованные при подготовке источники.

III. Работа по теме урока.

1. Учащиеся перечисляют знакомые им словари, затем читают материал учебника на с. 77 и дополняют свои наблюдения.

2. Групповая работа. Учащиеся берут карточки с выдержками из словарей и определяют, какому словарю соответствует цитата, доказывают свою точку зрения (учитель выводит карточки на доску), комментируют свою работу в соответствии со следующим планом: 1) Тип словаря. 2) Назначение словаря. 3) Строение словарной статьи. 4) Словарные пометы. 5) Итог: сведения о слове, отражённые в словаре.

Пастель. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pastel < итал. Pastello — цветной карандаш, суф. производного от pasta — тесто. Цветные карандаши делались из сухих красок на тесте.

Невзрачный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Непривлекательный, некрасивый на вид. Н-ая девушка. Н-ая наружность. Н. город. Н-ая квартира, мебель. Н. пейзаж. < Невзрачно, нареч. Город выглядел н.

газопровод, -а! неправ. газопровод

степь, степи и степи, тв. степью, предл. в степи, мн. степи, степей [с’т’]

Восторг (сильный подъём радостных чувств). Прийти в восторг. Замирать от восторга, восхищение, усилит.; упоение, усилит.; экстаз, книжн. (крайняя степень восторга).

Бледный — румяный

Бледное лицо — румяное лицо. / Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (Пушкин)

Горделивый / гордый

Горделивый. Важный, исполненный сознания своей ценности, превосходства.

Гордый. 1. Обладающий чувством собственного достоинства, самоуважения. 2. Испытывающий чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чём-либо; исполненный гордости; выражающий гордость; величественный, величавый; высокий, возвышенный. 3. Считающий себя выше, лучше других и с пренебрежением относящийся к другим.

Экскаватор, -а, м. (от лат. excavo). Машина для выемки, подъёма и перемещения грунта, употр. при различных земляных работах.

Глафира, -ы, ж. Производные: Глафирка; Глафа; Глаша; Гланя; Глира; Граня; Гранюша; Граша; Графа; Фира. (От греч. glaphyra — изящная, стройная.) † 9 мая.

Представлены выдержки из этимологического, толкового, орфоэпического словарей, словаря синонимов, словаря антонимов, словаря паронимов, словаря иностранных слов, словаря русских имён.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Учащиеся самостоятельно составляют 3—4 словарные статьи по данным образцам, обмениваясь карточками. Затем можно провести небольшое соревнование на лучшую статью по каждому словарю.

Слова для составления статей: байкер; триллер; онлайн; подпись — роспись; спешить — медлить; странный — необычный; надежда — отчаяние; Надежда; Григорий; невежа — невежда; квартал.

2. При выполнении упр. 137 учитель предлагает учащимся дополнительные вопросы и задания:

— О каком словаре идёт речь в стихотворении С. Маршака?

— Познакомьтесь с тем, как представлено слово век в каком-либо словаре. Является ли представление слова век в стихотворении дословной выдержкой из словаря? В каких словарях можно встретить те выражения, которые использует поэт?

V. Подведение итогов урока.

— Есть ли другие виды словарей русского языка, кроме тех, которые были названы на сегодняшнем уроке? Какие?

VI. Домашнее задание. Упр. 138. Выписать статью из толкового словаря (на выбор: взбрести, белый, барышня).

Обобщение материала по разделу “Лексика” и контроль за усвоением материала рекомендуется провести после изучения раздела “Фразеология”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]