Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Новые слова - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятием неологизмы; сформировать представление о причинах появления неологизмов в речи, о переходе новых слов в категорию общеупотребительных; научить распознавать неологизмы, возникшие в определённую эпоху, находить и исправлять с помощью толкового словаря ошибки в толковании современных слов.
Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации из учебного пособия и сообщений учителя. Поиск необходимого материала с помощью ИКТ. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Работа в группе. Участие в диалоге.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. Сообщения учащихся о происхождении названий месяцев.
2 — Знаете ли вы, что не только названия месяцев произошли от имён собственных? Образовались от них и другие нарицательные существительные. Вот некоторые из них: бикини, маузер, бойкот, бордо, рентген, вулкан, мансарда, монпансье, реглан. Определите их значение, подумайте, из каких языков они заимствованы, предположите, кого или что так называли изначально.
Ответ: бикини — купальник (англ., название острова); маузер — огнестрельное оружие (нем., фамилия инженеров); бойкот — форма протеста (англ., фамилия хозяина поместья); бордо — сорт вина, цвет (фр., название города); рентген — единица измерения излучения (нем., фамилия физика); вулкан — гора, извергающая лаву (лат., имя бога огня); мансарда — помещение чердачного типа (фр., фамилия архитектора); монпансье — леденцы (фр., имя герцогини); реглан — тип рукава (англ., имя генерала).
II. Для проверки домашнего задания используется лингвистическое лото (можно провести соревнование между двумя группами учащихся). Ведущий читает лексическое значение слова, игроки узнают своё слово и закрывают карточкой ячейку, класс оценивает правильность ответа и подбирает синонимы.
Карта 1 |
календарь |
|||
санкционировать |
презентация |
|||
консенсус |
коммуникабельный |
имидж |
Карта 2 |
деструктивный |
позитивный |
||
диалект |
иллюстрация |
|||
реформа |
интегрировать |
Карточки с лексическим значением слов.
Общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (лат.) |
Система исчисления длительных промежутков времени (лат.) |
Рисунок в тексте книги, сопровождающий изложение или поясняющий содержание (лат.) |
Мнение, сложившееся в обществе о том или ином человеке (англ.) |
Согласие, единодушие в принятии решения (лат.) |
Преобразование, изменение в какой- либо сфере (фр.) |
Местное наречие, говор (греч.) |
Антоним слова негативный (лат.) |
Легко вступающий в общение (фр., лат.) |
Синоним слова разрушительный (лат.) |
Признавать законным, правильным (лат.) |
Объединять части в одно целое (лат.) |
III. Изучение нового материала.
1. Учитель может начать знакомить с неологизмами, предложив учащимся осмыслить несколько фактов.
— В эпоху Петра Великого русский язык заимствовал из европейских языков слова канцелярия, коллегия, кабинет, дивизия, адмиралтейство, верфь, гавань и др. Можно ли по данным словам сказать, какие сферы деятельности получили в это время развитие? Как бы вы назвали слова, которые только появились в языке? Через десять лет эти слова прочно вошли в обиход, потеряли свою новизну, а значит, покинули и эту лексическую группу. Наш язык постоянно пополняется новыми словами, и не все из них остаются в языке, некоторые уходят из него, из новых слов переходят в разряд старых, не становятся общенародными. Так случилось со словом аэроплан, которое было заимствовано из французского языка в связи с развитием воздухоплавания. Но очень быстро ему на смену пришло слово самолёт, которое уже было в русском языке, но называло другие предметы, оно и заменило слово аэроплан, сразу перешедшее в разряд старых. В эту эпоху возникло и слово лётчик.
2. Чтение теоретических сведений в учебнике (с. 72), запись определения слова неологизм. Анализ термина: нео — новый; логос — слово (греч.).
3. Выполнение упр. 129 сопровождается записью слов и вывода о времени и причинах возникновения новых слов в языке.
4. Упр. 130. Учащиеся записывают значения слов по модели: “Планетолог — астроном, изучающий планеты”, повторяют, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Чтение материалов упр. 131; беседа по вопросам: почему учащиеся неправильно истолковали слова? Может ли нас подстерегать такая опасность, когда мы встречаем новые слова? Всегда ли нам может помочь толковый словарь? К каким словарям надо обратиться, чтобы не допустить ошибку в употреблении неологизма? Важно при этом определять язык, из которого происходили заимствования? (Учитель обращает внимание учащихся на то, что все слова за исключением слова консенсус являются англицизмами.)
Затем учащиеся записывают правильные значения слов, начиная со слов имидж и консенсус из лингвистической разминки (можно использовать соответствующие карточки). В работе пригодятся материалы портала “Грамота.ру”.
2. Мини-дискуссия.
— Наверное, вы не раз слышали такие слова: ресепшен, секьюрити, шопинг, гаджет. Если вы заглянете в орфографический словарь, то увидите, что они там присутствуют, а вот в толковом словаре их нет. Почему? Так ли необходимы эти слова в нашем языке? Как вы думаете, какая судьба их ждёт? От кого это зависит?
V. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов дискуссии.
VI. Домашнее задание. Упр. 132. Подготовиться к словарному диктанту.