Правописание гласных в суффиксах глаголов - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Правописание гласных в суффиксах глаголов - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-); научить правильно писать гласные в данных суффиксах, графически обозначать условия выбора орфограммы 48.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из материалов учебника. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем.

Ход урока

I. Словообразовательная разминка.

— Разделите глаголы на группы в зависимости от того, от какой части речи они образованы: якать, полдничать, утроить, перевыполнить, остеклить, пустовать, важничать, подделывать, просвистеть, отсвечивать, выпрямить, закоренеть, засидеться, бороновать, присвоить. Назовите способ образования каждого глагола.

Ответ: от местоимения — якать, присвоить; от существительного — полдничать, остеклить, закоренеть, бороновать; от числительного — утроить; от глагола — перевыполнить, подделывать, просвистеть, отсвечивать, засидеться; от прилагательного — пустовать, важничать, выпрямить.

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Работа с материалами учебника на с. 135—136, чтение и запоминание правила, запись данных в учебнике глаголов в два столбика, дополнение их глаголами из лингвистической разминки, объяснение написания гласных в суффиксах.

2. Упр. 579. Глаголы записываются в два столбика, отрабатывается умение графически обозначать выбор гласной, устно объяснять его. Проводится орфоэпическая работа с глаголом баловать, его формами и производными глаголами, в том числе возвратными.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Осложнённое списывание. Глаголы записать в форме прошедшего времени / условного наклонения (по вариантам). Обозначить орфограмму.

Дочит_вать, разгляд_вать, треб_вать, исслед_вать, выигр_вать, честв_вать, отклад_вать, участв_вать, разжёв_вать, угад_вать, суж_вать, обслед_вать, заканч_вать, подраг_вать, гор_вать, воспит_вать, постук_вать, рассе_вать, расход_вать, атак_вать, развяз_вать.

IV. Подведение итогов урока. В правописании каких форм у глаголов с суффиксом -ова- (-ева-) не возникает трудностей? Можно ли проверить написание гласных ыи в суффиксе формой инфинитива?

V. Домашнее задание. Упр. 580. Составить алгоритм распознавания суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Составить план сочинения (упр. 578).






Для любых предложений по сайту: [email protected]