Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Рассказ на основе услышанного - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: развить умения создавать письменный рассказ с опорой на предложенное вступление и заключение, составлять план такого сочинения, совершать осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативных целей, речевой ситуации и адресата.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Свёртывание информации до ключевых слов. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.
Работа над сочинением ведётся на основе заданий к упр. 577. Учащиеся внимательно читают и анализируют предложенное вступление и заключение, выделяют ключевые слова, готовят рабочий заголовок рассказа. Учитель предлагает выделить в заключительной части те слова, которые помогают понять судьбу дерева (опять разросся, обтянулся свежей корой); предлагает продумать точку временного отсчёта (старик был мальчишкой), с учётом проведённой работы выдвинуть версии произошедшего. Учащиеся самостоятельно продумывают развитие действия, составляют план, записывают рабочий материал. Учитель обращает внимание учащихся на то, что историю излагают два рассказчика. Следует учесть, что сам рассказ о дереве ведётся от лица старика-крестьянина. Это требует тщательного отбора речевых средств. Учащимся следует прочувствовать образ старика, представить на его месте своего знакомого. Работа завершается написанием сочинения.