Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умения правильно писать гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), графически обозначать условия выбора написания; совершенствовать умения делать словообразовательный разбор глаголов, озаглавливать текст, делить его на смысловые части.
Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из материалов учебника. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Учащиеся отчитываются о подготовке к сочинению на основе услышанного.
II. Лингвистическая разминка.
— Как проверить написание гласных в глаголах: зап_вать лекарство водой; зап_вать новую песню?
— Почему нельзя воспользоваться составленным дома алгоритмом? Каким правилом надо руководствоваться? Поможет ли нам морфемный и словообразовательный анализ глаголов? Проверьте это, построив словообразовательные цепочки (запивать ← запить ← пить; запевать ← запеть ← петь).
III. Работа по теме урока.
1. Учитель сообщает учащимся, что суффикс -ыва- (-ива-) безударный. Если ударение падает на -ва-, это свидетельствует о том, что в слове либо суффикс -ова- (-ева-) (затмевать), либо суффикс -а- (заковать), либо суффикс -ва- (запевать). Поэтому так важно видеть корень глагола (понимать его значение), мысленно выстраивать словообразовательную цепочку.
2. Подтвердите данное сообщение примерами из домашней работы: 1) найдите те глаголы, в которых -ва- находится под ударением (танцевать, дневать, ночевать), выделите в них суффиксы, сделайте словообразовательный разбор; 2) выпишите три глагола с суффиксом -ыва- (-ива-), сделайте их словообразовательный разбор (расспрашивать, отплясывать, высчитывать); 3) выявите закономерность, от чего и каким способом образованы приставочные глаголы несовершенного вида, имеющие суффикс -ыва- (-ива-) (здесь: от приставочных глаголов соверешенного вида суффиксальным способом).
3. Вставьте пропущенные буквы в глаголы, выделяя корни и суффиксы: нал_вать, зат_вать, прож_вать, сомн_ваться, зав_вать, нав_вать, зас_вать, разд_вать, проз_вать, над_вать, гор_вать, сомн_ваться.
4. Внесите дополнения в составленный дома алгоритм, обсудите получившийся вариант с соседом по парте. Проверьте работу алгоритма на словах в рамке к упр. 581.
5. Выполнение упр. 582 начинается со сравнения суффиксов в глаголах маршировать и салютовать, далее слова распределяются в два столбца: с суффиксом -ирова- или -ова-.
6. Орфоэпический тренинг. ПремировАть, пломбировАть, костюмировАть, баловАть (+ формы прошедшего времени и условного наклонения).
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Комплексная работа с текстом по заданию упр. 583. Работа дополняется выразительным чтением текста, выбором лучшего заголовка, составлением плана. Лексическая работа со словами коробейник, сызмальства: подбор однокоренных слов, происхождение, образование. Указанные разборы учащиеся делают у доски.
V. Подведение итогов урока. Какие суффиксы могут быть в глаголах, которые заканчиваются на -вать(ся)?
VI. Домашнее задание. Написать сочинение по заданию упр. 578.