Определительные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Определительные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умения опознавать, склонять и использовать в речи определительные местоимения; развить представление о словообразовательном потенциале местоимения; совершенствовать умение готовиться к сочинению-повествованию.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Соотнесение целей и результатов своей деятельности. Познавательные УУД. Выделение главной информации. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в команде.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Абракадабра”.

Гряпифатио (типография), нириамюта (миниатюра).

II. Проверка домашнего задания.

— Какая тема объединяет предложения из домашней работы и слова из лингвистической разминки? Какая связь существует между выражением красная строка и словом миниатюра?

III. Работа по теме урока.

1. Комплексная работа с текстом упр. 489: анализ темы, выявление основной мысли, подбор заголовка, выполнение заданий к упражнению.

2. Групповая работа с местоимениями каждый, любой, всякий. Лексическая характеристика слов с использованием словарей и данные портала “Грамота.ру”. Каждая группа собирает материал по всем местоимениям, готовясь участвовать в совместном обсуждении. В рамках работы объявляется мини-конкурс: какая группа подберёт больше примеров с определительными местоимениями в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

В слабом классе учитель может предложить ряд таких выражений для выявления степени частотности использования определительных местоимений.

На каждый роток не накинешь платок; не всё коту масленица, будет и Великий пост; сам не свой; на всех парусах; всякому овощу своё время; на всякого мудреца довольно простоты; каковы сами, таковы и сани; всем сестрам по серьгам; во всю прыть; сами с усами; всё хорошо, что хорошо кончается; на всех не угодишь; от всего сердца.

3. Игра “Мяч” (может проводиться между группами или для всего класса) на закрепление умения склонять местоимения сам, самый: бросающий мяч называет слово в форме именительного падежа (сам, сама, сами, самый, самая, самые), следующий игрок образует форму родительного падежа и т. д. Закончивший ряд называет следующее слово, и игра продолжается. Допускающие ошибку штрафуются и выбывают из игры. За правильностью, скоростью, корректностью игроков следит команда арбитров и учитель.

4. Сообщение учителя о словообразовательном потенциале местоимений: в рейтинге частей речи оно занимает второе место (после числительного), а среди местоимений лидируют определительные.

Задание для групп: образовать слова от местоимений сам, весь, иной и выявить наиболее продуктивное слово и способ образования, за счёт которого данные местоимения активно участвуют в образовании новых слов. (Способ образования — сложение. Весь: всевидящий, всевластие, всезнайка, всемерный, всенародный, всесоюзный, всемогущий, повсеместный, повседневный; иной: иногородний, иноземец, инопланетянин, иносказательный, иноходец, иноязычный; лидер — слово сам: самокат, самолёт, самокрутка, самоотдача, самовыражение, самомнение, самоанализ, самобытный, самовлюблённый, самозабвенный, самозванец, самолюбие, самоотверженность, самоотвод, самосуд и др.)

IV. Подготовка к сочинению.

1. Выполнение упр. 493. Учитель рекомендует обратиться к материалам упр. 482, 484, 486, 488, 489.

2. Чтение задания к сочинению — упр. 494. Формулировка цели, характеристика жанра, составление начального предложения, обдумывание сюжета, запись ключевых слов, подбор заголовка, составление плана.

V. Подведение итогов урока. Слова какой части речи вы можете использовать как средство связи между предложениями в своём сочинении?

VI. Домашнее задание. Написать сочинение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]