Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Определительные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с определительными местоимениями; научить распознавать определительные местоимения, определять их смысловые оттенки, правильно склонять, соблюдать правильное ударение в местоимениях сам, самый в косвенных падежах.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из учебных текстов, её переработка. Работа с таблицами. Коммуникативные УУД. Оказание взаимопомощи.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Забавная этимология”.
— В каком слове содержится эмоциональное выражение обиды через уподобление пресмыкающемуся?
Ответ: гад-же-ты.
II. Проверка домашнего задания. Диктант по материалам упр. 479, 488.
Какие-либо комнатные растения, деревянный или костяной крючок, с кем-нибудь посоветоваться, ничего ни у кого не оказалось, печатать в типографии, расположить на какой-либо странице, несколько великолепных иллюстраций, чья-то старинная вышивка, искусные переплётчики, орнамент на обложке, не разочаровался ни в чём, подзаголовок книги.
III. Изучение нового материала.
1. Найдите местоимения в предложениях: (А. Пушкин) (И. Крылов) Какие новые местоимения вы здесь видите? Сделайте разбор предложений, определите синтаксическую роль местоимений. Учитель сообщает о новом разряде местоимений — определительных.
2. Чтение теоретического материала на с. 91, дополнение информации о синтаксической роли определительных местоимений на основании сделанных разборов. Внесение сведений в обобщающую таблицу.
3. Выполнение упр. 490 под контролем учителя. Дополнительно учащиеся находят местоимения других разрядов (может выполняться учащимся у доски). Работа заканчивается синтаксическим разбором 7-го предложения. Учащиеся делают вывод о том, что определительное местоимение может входить в состав члена предложения: согласился бы помочь (когда?) в другое время.
4. Склонение местоимений сам (сама), самый с использованием таблицы на с. 93. Таблица дополняется склонением формы самая. Устно: упр. 492.
IV. Закрепление изученного.
Упр. 491 выполняется с взаимопроверкой.
V. Подведение итогов урока. Взаимоопрос.
VI. Домашнее задание. Упр. 484. При формулировке задания учителю следует обратить внимание на нарушение грамматической нормы в предпоследнем предложении: сопоставительный (градационный) союз имеет такой вид: не только.., но и... .