Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Местоимения и другие части речи - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с классификацией местоимений по признаку сходства с существительными, прилагательными, числительными; научить определять, какими местоимениями замещаются эти части речи.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра со словами “Эстафетная палочка”.
Условия игры: за отведённое время нужно убежать как можно дальше, передавая эстафету от одного слова к другому с помощью эстафетной палочки — буквы, которая есть в предыдущем слове. Слова должны быть одной длины, не могут повторяться. Побеждает тот, у кого больше слов на дистанции. Например: ведущий называет длину — 5 букв и даёт старт словом весло: лампа — метро — рожок — искра — упрёк — пенал — насос — сокол — полка.
Дано: слово из 5 букв — шрифт.
— Как вы думаете, почему такую игру трудно провести с местоимениями?
— Да, местоимений не так уж много, их состав почти не пополняется, но местоимения — это самые часто употребляемые слова.
II. Работа по теме урока.
1. Анализ выписки из частотного словаря1, т. е. словаря, в котором подсчитано, сколько раз слово употреблено в тексте, состоящем примерно из миллиона словоупотреблений (1 056 382). Лидером являются местоимения, значительно опережая слова других частей речи. Анализируя таблицу, учащиеся называют разряды местоимений.
я |
13 839 |
он |
13 143 |
вы |
6547 |
ты |
6475 |
мы |
6220 |
этот |
6061 |
она |
5836 |
они |
5712 |
весь |
5102 |
все |
4752 |
свой |
4204 |
который |
3968 |
такой |
3230 |
тот |
2881 |
наш |
2506 |
себя |
2205 |
Для сравнения учитель сообщает, что наиболее часто употребляющееся существительное год представлено 2167 раз. Другие лидеры среди существительных: дело — 1919 раз; время — 1856; человек — 1677; люди — 1655; рука — 1596; жизнь — 1547.
2. Чтение по ролям диалога (с. 94), использование в ответах слов из приведённой таблицы.
— Как вы думаете, почему в таблице нет местоимений- числительных?
— По каким признакам вы определяете, слово какой части речи замещает местоимение? Используйте в своей работе таблицу, составленную в тетради-справочнике.
3. Выполнение упр. 495 с уточнённым заданием: надо ввести в таблицу все местоимения, которые есть в рамках на полях учебника.
4. Упр. 496 рекомендуется выполнять с предупреждением, что среди предложений есть такие, в которых местоимений нет (в 6-м, 7-м предложениях).
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Выборочный диктант. Работа по вариантам: 1-й вариант — записать предложения с местоимениями- существительными, 2-й вариант — с местоимениями-прилагательными. Учащийся у доски записывает местоимения, замещающие числительные.
I. 1) Никаким пером искусным описать нельзя чудес. (А. Круглов) 2) И даже кое с чем и со многим согласилась. (Л. Чуковская) 3) Я солнцем любима, цвету для него и блистаю. (М. Лермонтов) 4) Правда — воздух, без которого нельзя дышать. (И. Тургенев) 5) Ты прохладой меня не мучай и не спрашивай, сколько мне лет. (С. Есенин) 6) Но моя родимая землица надо мной удерживает власть, — память возвращается, как птица, в то гнездо, в котором родилась. (Н. Рубцов) 7) Пишу не чью-нибудь судьбу — свою от точки и до точки, пускай я буду в каждой строчке подвластен вашему суду. (С. Куняев)
II. 1) За чем пойдёшь, то и найдёшь. 2) Своя земля и в горсти мила. 3) Спасибо вашему дому, пойдём к другому. 4) Чует кошка, чьё мясо съела. 5) Мелят день до вечера, а послушать нечего. 6) Мели, Емеля, твоя неделя. 7) За твоим языком не поспеешь и бегом. 8) И сам не гам, и другим не дам. (Пословицы)
IV. Подведение итогов урока. В форме самоанализа.
V. Домашнее задание. Начать групповую подготовку к итоговому уроку по теме “Местоимение” (см. Урок 164).
1 Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. — М., 1977.