Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Отрицательные местоимения (продолжение) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умения распознавать отрицательные местоимения, различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; научить склонять отрицательные местоимения, правильно выбирать слитное или раздельное написание отрицательных местоимений, графически обозначать условия выбора (орфограмма 46), употреблять отрицательные местоимения в речи.
Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Сколько местоимений известных вам разрядов спряталось в слове отключение? Назовите разряды найденных местоимений.
Ответ: он, они, кто, что, некто, нечто, никто, ничто.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Класс участвует в опросе по изученной теме, приводит примеры из домашнего упражнения. У доски ученик записывает первое предложение.
— Чем отличается написание отрицательного местоимения в этом предложении от написания остальных? Как на его месте повело бы себя местоимение кое-что?
III. Изучение нового материала.
1. Сопоставление местоимений. Учащиеся, используя приём аналогии (орфограмма 44), решают, как написать данные ниже местоимения, формулируют правило, сверяют свою формулировку с данной в учебнике (с. 81).
Ни к чему — кое к чему; кое о чём — ни (о) чём; кое для кого — не (для) кого.
2. Групповая работа: склонение местоимений никто, никакой, ничей по примеру местоимения ничто (материалы для наблюдений в форме таблицы на с. 81). При склонении местоимения ничейиспользуется таблица на с. 73. Часть работы может быть выполнена у доски представителями групп.
3. Выполнение упр. 467 заканчивается мини-конкурсом на лучшие предложения, составленные с данными в упражнении местоимениями.
4. Задание к упр. 468 корректируется: по вариантам записываются предложения: 1-й вариант — со слитным написанием местоимений; 2-й вариант — с раздельным. Дополнительно: выделить грамматические основы, составить схемы сложных предложений, подчеркнуть как члены предложения все местоимения. Задание, сформулированное в учебнике, могут выполнить у доски два ученика.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Выборочный диктант: местоимения записываются в два столбика — со слитным и раздельным написанием не и ни.
1) В синеватой дали ничто не шевелилось. (А. Чехов) 2) Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. (А. Пушкин) 3) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился. (А. Чехов) 4) Неправды я не потерплю ни в ком. (И. Крылов) 5) И никого кругом не было, не с кем было поделиться, поговорить. (А. Гайдар) 6) Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (И. Крылов) 7) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Пословица)
V. Подведение итогов урока. Взаимоопрос в парах. Самоанализ.
VI. Домашнее задание. Упр. 469.