Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Отрицательные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умения распознавать отрицательные местоимения, различать приставки не- и ни-, правильно выбирать слитное или раздельное написание отрицательных местоимений, употреблять местоимения в речи.
Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Поиск информации с помощью различных ресурсов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Определите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении: Ничья устраивала обе команды. Каким способом образовано данное слово? (Ничья — существительное, образовано путём субстантивации — перехода отрицательного местоимения в существительное.) Приведите примеры других слов, которые образованы от отрицательных местоимений (ничтожный, ничтожество от ничто; никчёмный от ни к чему; вничью от ничей и др.). Если вы будете использовать словообразовательный словарь, в гнёздах каких слов надо искать примеры?
II. Проверка домашнего задания.
Мини-диктант по составленным словосочетаниям. Учащиеся объясняют правописание местоимений, корней с чередующимися гласными.
III. Тренировочные упражнения по теме урока.
Для работы по закреплению изученного используются упр. 470, 472—474. При работе с упр. 474 необходимо учесть, что отмеченное звёздочкой слово шелковица в словаре учебника отсутствует. Учащимся предлагается использовать словари, в том числе электронные, запомнить лексическое значение (тутовое дерево с ярко-синими ягодами), орфоэпическую норму: шелковИца (в отличие от широко распространённого просторечного произношения).
IV. Контроль за усвоением темы в форме теста.
Укажите предложение, в котором не / ни пишется раздельно.
1. А. (Ни)кто не сочувствует Светлане.
Б. Походили мы по городу и ушли ни (с) чем.
В. Изведал он в тот день (не)что особенное.
2. А. Этот ветер (ни)сколько нам не мешал.
Б. (Ни)чему не удивляйся, всё в порядке вещей.
В. Мне не (с) кем было поговорить.
3. А. Не (к) кому мне больше обратиться.
Б. (Ни)кто в доме не догадывался о побеге.
В. Брат мой (ни)кого не боится.
4. А. Ни (за) чем он сюда и не думал приходить.
Б. Вы (не)сколько раз допустили ошибку.
В. Разве больше (не)кому помочь?
Проверочная карта: 1 — Б; 2 — В; 3 — А; 4 — А.
V. Подведение итогов урока. Учащиеся суммируют сведения об отрицательных местоимениях.
VI. Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы с отрицательными местоимениями.