Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с образованием и склонением отрицательных местоимений, с условиями выбора приставок не- и ни- (орфограмма 45); научить распознавать отрицательные местоимения, правильно выбирать их написание, графически обозначать условия выбора правильного написания.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Подача учебного материала в форме таблицы. Сравнение объектов. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка по материалам индивидуального задания.
II. Проверка домашнего задания. Защита подготовленных дома схем.
III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
1. Чтение и анализ материалов учебника на с. 79 с внесением записей в таблицу в тетрадях-справочниках. Местоимения в рамке читаются, выявляется закономерность в выборе приставки, учащиеся выводят правило, затем читают его на с. 80, объясняют графическое обозначение выбора написания.
Учителю следует учесть, что в рамке отсутствует местоимение нисколько, поэтому учащимся даётся вопрос-задание — найти отрицательное местоимение, которого нет в списке.
2. Выполнив упр. 462, учащиеся определяют, сколько отрицательных местоимений здесь не представлено, и делают их словообразовательный разбор.
3. Отработка правильного произношения отрицательных местоимений: чтение стихотворения (упр. 463) и слов в рамке на с. 79.
4. Упр. 464. Выполнив указанные задания, учащиеся в два столбика (с приставками не- и ни-) записывают глаголы-сказуемые с дополнениями или подлежащими — отрицательными местоимениями, выявляют закономерность: глагол с отрицанием имеет при себе отрицательное местоимение с приставкой ни-, читают сведения на с. 80, продолжают таблицу своими примерами (либо их читает учитель, предлагая записать в нужный столбик).
Нечего страшиться* |
Ничего не боится, ничему не научился, никто не скажет, не возносись ничьими похвалами |
Некого винить, нечем хвалиться, некому пожаловаться, некем заменить, нечего хвастаться, нечему завидовать |
Никому не сказал, ничего не заметил, не заплатил нисколько, никого не узнавал, не было никаких интересов |
* Курсивом в таблице выделены материалы из упражнения.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Упр. 465. Дополнительно: составить предложение по схеме “П?” — а. на основе последнего предложения.
V. Подведение итогов урока в форме диалога с учащимися.
— Каких местоимений больше — отрицательных или неопределённых? За счёт какой словообразовательной модели?
— От каких вопросительных местоимений не образуются отрицательные местоимения, от каких — неопределённые?
— Какая приставка, участвующая в образовании отрицательных местоимений, никогда не образует неопределённые?
— Некого, некому, некем — это формы слова некто?
— Как различить отрицательные и неопределённые местоимения, например несколько и нисколько? Какие слова-синонимы можно использовать?
— Сколько местоимений не имеет формы именительного падежа?
VI. Домашнее задание. Упр. 466.