Неопределённые местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Неопределённые местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с условиями выбора дефисного написания неопределённых местоимений и раздельного написания приставки кое- (орфограмма 44); научить правильно выбирать написание (слитно, раздельно, через дефис) неопределённых местоимений, графически обозначать условия выбора.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Комплексный анализ предложения.

Учащиеся записывают (или, раскрывая скобки, списывают) предложение: (Не)кто (не)известный вошёл в приёмную. Затем делают его синтаксический разбор, определяют способ образования всех слов (учитель помогает вспомнить такой способ образования слов, как переход одной части речи в другую), указывают части речи, объясняют написание местоимения.

II. Проверка домашнего задания. Класс читает фразеологизмы, ученик у доски находит в них местоимения и определяет их разряд. Если он допускает ошибку (пропуск местоимения, неправильная характеристика), его сменяет другой. Класс дополняет свои записи новыми фразеологизмами. На закрытых крыльях доски два ученика выписывают в процессе чтения неопределённые местоимения. Класс проверяет работу, выполненную учениками у доски, даёт характеристику выписанным местоимениям, объясняет их написание.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Развивая полученные на предыдущем уроке представления об особенностях образования и правописания неопределённых местоимений, учитель предлагает учащимся заменить слово некто из лингвистической разминки синонимичным местоимением: некто — кто-то, выявить различия между ними и найти общие черты. Затем учащиеся выписывают из перечня слов на с. 76 и таблицы на с. 77 местоимения, написанные через дефис, выделяют морфемы, с помощью которых образованы данные слова, формулируют правило об их дефисном написании. Учитель дополняет список морфем суффиксом -либо (кто-либо).

2. Словообразовательный тренинг: учащиеся образуют от вопросительно-относительных местоимений максимальное число неопределённых, пишущихся через дефис (можно разделить класс на 4 группы — по числу морфем).

3. Проведение эксперимента по определению поведения двух групп местоимений — с суффиксами -то, -либо, -нибудь и с приставкой кое- при постановке их в предложный падеж и в другие косвенные падежи с предлогами.

о ком-то, о ком-либо, о ком-нибудь

о кое-ком

?

для чего-то, с чем-нибудь

для кое-чего, с кое-чем

Учащиеся выявляют, что во 2-м случае формы образованы неправильно; работая с материалами для наблюдения на с. 78, исправляют написанное; предлагают свою формулировку правила, читают определение в учебнике.

4. Выполнение упр. 460. Указанные разборы учащиеся делают у доски.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 461 выполняется с взаимопроверкой.

2. Комментированный диктант.

Пригласить какого-нибудь известного гостя; кое с чем согласиться; готов на нечто особенное; обратиться к кому-либо с предложением; несколько новых инструментов; надо о ком-нибудь заботиться; какое-то необычное явление; кое у кого спрашивал о последних событиях; завидовать чьему-то успеху; старался кое-кому чем-либо угодить; прекратил общение по какому-то недоразумению; предпринимал некоторые усилия.

V. Подведение итогов урока. Что нового о правописании приставок вы сегодня узнали?

VI. Домашнее задание. Составить схему на основе орфограммы 44. Индивидуально: подготовить задание для лингвистической разминки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]