Неопределённые местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Неопределённые местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями образования и склонения неопределённых местоимений; сформировать устойчивое представление об условиях выбора слитного написания не в неопределённых местоимениях (орфограмма 43); научить правильно писать слова с данной орфограммой, графически обозначать её, распознавать неопределённые местоимения в речи.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Определение степени успешности своей работы. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Переработка информации, представленной в форме таблицы. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. На место пропуска вставьте слова, определите, что их связывает. Попробуйте продолжить ряды выражений.

1) ...в лес, ... по дрова; ... во что горазд

кто

2) на ... свет стоит; в ... душа держится

чём

3) ... слону дробина; хоть бы ...; будь ... будет

что

4) ... муха укусила; ни за ... коврижки; с ... стати

какая (-ие, -ой)

II. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти.

Дополнительно: сделать синтаксический разбор 3-го предложения и морфологический разбор одного из сказуемых в этом предложении.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Знакомство с новым разрядом местоимений начинается с анализа темы урока и лексической характеристики прилагательного неопределённые. Следующий этап освоения нового материала организуется как самостоятельная работа по написанному на доске плану:

1) Работа с материалами для наблюдения (с. 76).

2) Запись в таблицу местоимений, помещённых в рамку.

3) Характеристика их грамматических особенностей.

4) Подбор и запись примеров в четвёртую часть таблицы.

Работа проводится под контролем учителя и с его помощью, заканчивается устным отчётом учащихся. Дополнительный вопрос: в каком падеже употребляются местоимения некто и нечто? Учащиеся должны увидеть, что нечто употребляется не только в именительном, но ив винительном падеже. Для этого анализируется предложение: Каждый старался вспомнить нечто необычное.

2. Работа с таблицей на с. 77 сопровождается ответами на вопросы.

— Производными или непроизводными словами являются неопределённые местоимения? От каких местоимений они образуются? Какими способами? На какие особенности правописания вы обратили внимание? Попробуйте самостоятельно сформулировать правила, прочитайте правило, регулирующее правописание не в неопределённых местоимениях.

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение упр. 458, 459.

2. Осложнённое списывание.

1) На огороде водружено было (не)сколько чучел на дли(н, нн)ых шестах. (Н. Гоголь) 2) (Не)которые фокусники умели так ло_ко обманывать всяких з_вак что этих фокусников пр_нимали за к_лдунов и волшебников. (Ю. Олеша) 3) (Не)что (не)обычное слышалось в её голосе. 4) Казалось что он говорил с Арбузовым по телефону или через (не)сколько комнат. (А. Куприн) 5) Он пел разлуку и печаль, и (не)что, и туманну даль. (А. Пушкин)

V. Подведение итогов урока. Чем отличаются неопределённые местоимения от местоимений других известных вам разрядов?

VI. Домашнее задание. Подобрать 10 фразеологизмов с изученными разрядами местоимений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]