Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить употреблять ь на конце и в середине числительных, графически обозначать условия выбора ь, группировать слова с орфограммами 9 и 41.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Запись учебного материала в виде таблицы. Коммуникативные УУД. Взаимодействие в мини-группе. Оценка работы товарищей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Знаете ли вы, что...
При Петре I в России открыли цифирные школы — начальные государственные общеобразовательные учебные заведения для мальчиков. В них, кроме других дисциплин, детям преподавали цифирную науку. Как сегодня называется эта наука? (Арифметика.) Какую науку преподавал Митрофанушке учитель по фамилии Цыфиркин (старое написание) в комедии Д. Фонвизина?
Прилагательное цифирный образовано от существительного цифирь. Цифирью называлась совокупность цифр в русском языке, учили и писали цифирь. Слово цифра латинского происхождения, где оно является переосмыслением арабизма, в исходном значении обозначает “пустое место, ноль”.
II. Проверка домашнего задания. Проверяем “цифирь”, использованную в домашней работе. Класс оценивает правильность чтения товарищей, исправляет ошибки.
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала начинается с анализа темы урока, повторения функций мягкого знака. Учащиеся самостоятельно находят на первом форзаце орфограмму, отражающую эту функцию — обозначение мягкости.
Сопоставление слов: шесть — шест; семь — совсем, выявление причин употребления мягкого знака, значения правильного произношения слов. Учитель может предупредить учащихся, что нередко числительные семь и восемь произносятся с твёрдыми согласными на конце. Это ошибка! Следствием её является и ошибка в написании слов.
2. Чтение и анализ материалов учебника (с. 47), подбор числительных с мягким знаком на конце, обозначающих числа от 5 до 30. Морфемный и словообразовательный анализ числительных, обозначающих числа от 15 до 19, сопоставление словообразовательных пар:
сыпь → сыпной → сыпняк; степь → степняк1 / пять — пятнадцать.
3. Выполнение упр. 401. Орфоэпический контроль.
4. Сопоставление написания слов пятнадцать — пятьдесят, морфемный разбор, выделение сложного строения второго слова. Работа с правилом на с. 48 (орфограмма 41). При чтении правила контролируется формообразование числительных. Составляется обобщающая схема употребления ь в числительных:
Ь на конце числительных |
40 |
Ь в середине числительных |
5 — 20, 30 < |
> 50 — 80; 500 — 900 |
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Работа с упр. 402 под контролем учителя. Перед работой учитель обратит внимание на использование тире между числительными для обозначения количественных пределов: живут четыре—десять лет = от четырёх до десяти.
V. Подведение итогов урока. Как умение видеть морфемный состав слов помогает писать числительные?
VI. Домашнее задание. Завершение подготовки к устному публичному выступлению (см. Урок 119).
1 Имеет двойную мотивацию (от степной и от степь).