Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить употреблять ь на конце и в середине числительных, графически обозначать условия выбора ь, группировать слова с орфограммами 9 и 41.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Запись учебного материала в виде таблицы. Коммуникативные УУД. Взаимодействие в мини-группе. Оценка работы товарищей.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Знаете ли вы, что...

При Петре I в России открыли цифирные школы — начальные государственные общеобразовательные учебные заведения для мальчиков. В них, кроме других дисциплин, детям преподавали цифирную науку. Как сегодня называется эта наука? (Арифметика.) Какую науку преподавал Митрофанушке учитель по фамилии Цыфиркин (старое написание) в комедии Д. Фонвизина?

Прилагательное цифирный образовано от существительного цифирь. Цифирью называлась совокупность цифр в русском языке, учили и писали цифирь. Слово цифра латинского происхождения, где оно является переосмыслением арабизма, в исходном значении обозначает “пустое место, ноль”.

II. Проверка домашнего задания. Проверяем “цифирь”, использованную в домашней работе. Класс оценивает правильность чтения товарищей, исправляет ошибки.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение нового материала начинается с анализа темы урока, повторения функций мягкого знака. Учащиеся самостоятельно находят на первом форзаце орфограмму, отражающую эту функцию — обозначение мягкости.

Сопоставление слов: шесть — шест; семь — совсем, выявление причин употребления мягкого знака, значения правильного произношения слов. Учитель может предупредить учащихся, что нередко числительные семь и восемь произносятся с твёрдыми согласными на конце. Это ошибка! Следствием её является и ошибка в написании слов.

2. Чтение и анализ материалов учебника (с. 47), подбор числительных с мягким знаком на конце, обозначающих числа от 5 до 30. Морфемный и словообразовательный анализ числительных, обозначающих числа от 15 до 19, сопоставление словообразовательных пар:

сыпь → сыпной → сыпняк; степь → степняк1 / пять — пятнадцать.

3. Выполнение упр. 401. Орфоэпический контроль.

4. Сопоставление написания слов пятнадцать — пятьдесят, морфемный разбор, выделение сложного строения второго слова. Работа с правилом на с. 48 (орфограмма 41). При чтении правила контролируется формообразование числительных. Составляется обобщающая схема употребления ь в числительных:

Ь на конце числительных

40

Ь в середине числительных

5 — 20, 30 <

> 50 — 80; 500 — 900

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Работа с упр. 402 под контролем учителя. Перед работой учитель обратит внимание на использование тире между числительными для обозначения количественных пределов: живут четыре—десять лет = от четырёх до десяти.

V. Подведение итогов урока. Как умение видеть морфемный состав слов помогает писать числительные?

VI. Домашнее задание. Завершение подготовки к устному публичному выступлению (см. Урок 119).


1 Имеет двойную мотивацию (от степной и от степь).






Для любых предложений по сайту: [email protected]