Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Простые и составные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с делением числительных на простые и составные; научить группировать числительные по количеству слов, обозначающих число, записывать числа словами, правильно произносить числительные, выражать приблизительное количество разными способами.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Информационная переработка учебного материала. Поиск информации с использованием Интернета. Коммуникативные УУД. Совместная работа. Взаимодействие в мини-группе.
Ход урока
- Лингвистическая разминка. Игра “Третий лишний”.
1) В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были царь с царицею. 2) Были у Ивана-царевича три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. 3) На реке вОды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей девятиглавый. (Из русских народных сказок)
Ответ: второе предложение содержит числительное.
- Проверка домашнего задания.
— Найдите в домашней работе слова, имеющие такой морфемный состав:
(одноклассник, однокурсник, однокашник, однотомник). Каким способом они образованы? (Сложение + суффиксация.) Чем отличается от них по составу слово однолетник? Какой разбор помогает подтвердить такой вывод? (Однолетник ← однолетний.) Есть ли среди подобранных дома слова с одним корнем? (Одиночка, одиночество, одиночник.)
III. Изучение нового материала.
- Чтение теоретических сведений на с. 46 учебника.
- Лексическая работа. Определение значения слов простой, составной с использованием толкового словаря или материалов портала “Грамота.ру”. У слова простой анализируются пометы только полн., спец. и примеры. Составляются пары с лингвистическими понятиями: предложение — простое / сложное; числительное — простое (не составное) / составное. Сравниваются понятия составной и сложный.
- Упр. 398. Дополнительно: определить разряд числительных, найти простые и составные числительные, включающие в свой состав сложные слова.
- Сопоставление выражений, выявление смыслового различия.
Осталось пройти десять километров — осталось пройти километров десять — осталось пройти около десяти километров.
— Где указывается точное количество, где — приблизительное? Какими способами выражается приблизительное количество? В каких стилях речи преимущественно используется каждое из данных выражений? Подберите синонимы к слову около, в данном значении (примерно, приблизительно, почти, около, ориентировочно).
Выполнение упр. 399. Взаимопроверка. У доски учащийся делает морфемный разбор слов двадцать и шестьсот, сравнивает их состав.
Вопросы для любознательных.
— Как вы думаете, суффикс в слове двадцать всегда был суффиксом? Чем он отличается от суффикса в слове одиннадцать? У каких слов такие же суффиксы? Почему суффиксы различаются? Какая наука даёт ответ на данный вопрос?
Исторически оба слова образованы способом сращения: одиннадцать — один на (сверх) десяти, двадцать — два десяти (десятка).
- Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Учащиеся выполняют упр. 400, готовятся к чтению текста. После определения стиля речи учитель может задать вопрос, уместно ли в данном тексте употребление устаревшего слова средина (в тексте опечатка).
Слова миллион, миллиард и образованные от них прилагательные учащиеся записывают в словарь. Комментируется происхождение слов (заимствованы из французского), их значение, запоминается написание общепринятых сокращений: млн, млрд, обращается внимание на отсутствие точек при сокращении, сокращения сопоставляются с аналогичными: кг, км, м, мм, см, т.
- Подведение итогов урока. Если в тексте будет дана сокращённая запись: 1 млрд 171 млн, как вы её прочитаете?
- Домашнее задание. Подберите текст из учебника по географии или энциклопедии с числительными, подготовьте его чтение.