Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Имя числительное как часть речи (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умение распознавать количественные и порядковые числительные; научить разграничивать числительные и части речи с цифровым значением; сформировать представление о словообразовательном потенциале имени числительного.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самооценка и коррекция. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Поисковая работа. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Все слышали выражение тьма народу. Как вы думаете, сколько это — тьма? И как связано это слово с таким изображением ?
Ответ: в древнерусском языке числа обозначались не с помощью цифр, а с помощью букв. Это изображение значит десять тысяч, иначе — тьма. Десять тысяч воинов в татаро-монгольском войске тоже именовались словом тьма, а командовал тьмою тЕмник. Тьма тем (сто тысяч) именовалась словом легион, а десять легионов (миллион) — словом леодр.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Учащиеся по очереди читают пословицы, не повторяясь, проводят наблюдение, какое числительное окажется лидером в пословицах. Делают вывод о том, что для подтверждения объективности своих наблюдений они использовали числительные.
— Сделайте записи своих выводов. Какую форму записи вы использовали — словесную или цифровую? Какая из этих записей легче воспринимается? Есть ли варианты в устной форме речи?
III. Работа по теме урока.
1. Чтение материалов для наблюдения на с. 45, работа с упр. 396 под руководством учителя.
Учитель может дополнить сведения из учебника сообщением о том, что самое большое число ошибок в склонении имён допускается именно в числительных. В книге “Уроки русской словесности” Т. Служевская описывает такой случай: “Несколько лет назад ведущие одной из телепередач прошли с камерой и магнитофоном по улицам Петербурга, предлагая крупный приз человеку, который правильно прочитает небольшой текст — одно предложение: Арендатор владел 86 7 790 га земли”. А вы смогли бы получить этот приз?
2. Работа с рисунками к упр. 394, запись изображённых на них слов.
— Если бы надо было изобразить числительное, что бы использовал художник? По какому признаку вы определили принадлежность каждого из слов к определённой части речи? Какое из изображённых слов является многозначным? Какие ещё значения есть у слова тройка, помимо изображённых на рисунках? (Игральная карта, костюм из трёх предметов.)
Учащиеся делают вывод о том, как разграничивать числительные и части речи с цифровым значением. Затем объявляется конкурс: кто больше придумает слов (не числительных) с этим числовым значением. Работу можно организовать по группам, дав задание подобрать слова определённой части речи. Результаты работы группы лучше вынести на доску, чтобы проверить соблюдение орфографических норм. При подведении итогов делаются выводы на основе таких вопросов: какие способы словообразования используются наиболее активно? Слова каких частей речи с этим корнем наиболее употребительны? Работу можно организовать также по принципу “За кем останется последнее слово?”. Учащиеся по очереди называют слова, класс записывает их, распределяя по частям речи.
В слабом классе можно предложить распределительное (или выборочное) списывание: тройной, треугольник, трёхэтажный, трёхкратный, трёшка, утроить, трояк, трёхведёрный, втрое, троица, трёхлинейный, тройбан, трёхъязычный, трезубец, троичный, тройник, троекратный, в-третьих, треуголка, трёхъярусный, третичный, троечник, трёхгодичный, трёхнедельный, трёхрублёвка, троякий, троеборец, третьесортный, треножник, трёхдневный, трёхкилометровый, трёхтонка, трёхлетний.
В результате учитель помогает сделать вывод о словообразовательной активности числительного и сообщает, что числительное — самая производительная часть речи: в среднем от одного слова образуется 115. Наиболее производительно числительное два, от него образуется 547 слов. (Обратим внимание на использование в сообщении числительных, отражающих мысль.)
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Самостоятельная работа с упр. 395. Учащиеся вносят в таблицу не только имеющиеся в задании слова, но и подобранные самостоятельно.
V. Подведение итогов урока. Мини-сообщения по результатам урока.
VI. Домашнее задание. Записать существительные с корнем -один-.