Имя числительное как часть речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Имя числительное как часть речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов с теоретическими сведениями; вычитывание информации из таблицы; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; предметные: знание характеристики числительного по значению, морфологическим признакам, синтаксической роли, разрядов количественных числительных, особенностей склонения числительных, условий выбора мягкого знака на конце и в середине числительных; умения распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль, разграничивать числительные и части речи с числовым значением, записывать числительные словами, правильно произносить числительные, склонять сложные составные количественные числительные, порядковые и собирательные числительные, определять способ образования числительных, выполнять морфологический разбор числительного, графически обозначать условия выбора орфограмм, составлять устное публичное выступление-призыв, употреблять числительные в речи.

Урок 122. Имя числительное как часть речи (§ 67)

Цели урока: дать представление об имени числительном как части речи; научить доказывать принадлежность слова к числительному, определять его синтаксическую роль, распознавать количественные и порядковые числительные; сформировать умение анализировать новую часть речи.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самооценка и коррекция. Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение рассуждения на основе плана. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Намёки”.

1. Дано: первая буква имени героя знакомого вам произведения, а также имя другого персонажа или предмет, связанный с этим героем. Определите, кто “спрятался” за буквой. (Образец: С — Моська: Слон и Моська.)

1) М — очки; 2) А — лампа; 3) Ч — Людмила; 4) А — Дуремар.

2. По подсказкам определите пословицу. Дано: одно из слов этой пословицы и первая буква другого слова: 1) В — один; 2) Ц — осень; 3) Т — рыбка.

3. Дано: количество героев и первая буква, указывающая на них. Определите слово: 1) С — 300; 2) Р — 40; 3) Б — 33.

Ответ: Мартышка (“Мартышка и очки”), Алладин (“Волшебная лампа Алладина”), Черномор (“Руслан и Людмила”), Артемон (“Золотой ключик”); один в поле не воин, цыплят по осени считают, без труда не вынешь рыбку из пруда; спартанцы (“300 спартанцев”), разбойники (“Али-Баба и 40 разбойников”), богатыри (“...в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря”).

II. Изучение нового материала.

1. Анализ темы урока строится на характеристике слова “имя”: имя — это обобщённое наименование нескольких частей речи (учащиеся их перечисляют), их отличительный признак — способность склоняться, т. е. изменяться по падежам. Вывод о том, что числительное изменяется по падежам.

2. Знакомство с отличительными признаками числительного с использованием материалов для наблюдения и теоретических сведений на с. 42—43.

Каждый пункт анализируется, делается краткая запись с примерами. Можно оформить сведения в виде небольшой таблицы. Определение числительного как части речи на с. 43 становится выводом из сделанных наблюдений. Учитель обращает внимание на способ записи числительных в примерах — словами, предлагает найти на страницах учебника иллюстрации иного графического оформления числительных — с помощью цифр (номер параграфа, упражнений, страниц, орфограмм, информации об издании на с. 1—2 и др. — арабскими цифрами, перечень пунктов в характеристике слова как части речи — римскими).

Учащиеся делают вывод о частоте использования числительных в речи.

3. Чтение рассуждения на с. 44, построение собственных рассуждений на основе предложений с числительными из лингвистической разминки (предложения составляются учащимися или предлагаются учителем).

1) Отважно сражались в битве при Фермопилах триста спартанцев. 2) Один в поле не воин. 3) Али-Баба случайно слышит разговор сорока разбойников перед пещерой, где хранятся драгоценности. 4) И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. (А. Пушкин)

III. Закрепление изученного. Выполняя упр. 397, учащиеся вспоминают особенности составления деловых документов, повторяют виды документов. К доске можно вызвать двух учеников с заданием написать заявление и автобиографию, проанализировать использованные в данных текстах числительные.

IV. Подведение итогов урока. Какие непостоянные морфологические признаки есть у числительного? Приведите примеры.

V. Домашнее задание. Подобрать пословицы, в состав которых входят числительные.






Для любых предложений по сайту: [email protected]