Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Не с прилагательными - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом правописания не с прилагательными (орфограмма 36); научить правильно осуществлять выбор слитного или раздельного написания не с прилагательными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написания, графически выделять орфограмму.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Переработка информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Комментированный словарный диктант.
Спецкор местной газеты, разгораться на востоке, постоянные недоразумения, приземлиться с парашютом, коснуться больного, прекращать беседу, сделать приседание, расположиться на ночлег, приобрести привычку, говоришь неправду, выросла чудесная капуста, аккуратный почерк, талантливый учёный, искусственный язык, помещичья усадьба.
Задания: определить разряд прилагательных, способ образования выделенных слов. Следует предвидеть возможные ошибки в характеристике слова больной (существительное, образовано переходом прилагательного в существительное).
II. Проверка домашнего задания. Орфографическая работа продолжается при проверке домашнего упражнения. После взаимопроверки учащиеся формулируют правило правописания не с существительными, находят слова на данную орфограмму в разминке.
III. Изучение темы урока с опорой на материал учебника.
1. Формулировка цели урока и сопутствующего способа освоения новой орфограммы через сравнение с орфограммой 32.
2. Работа над материалами для наблюдения, чтение правила (с. 25), сопоставление его с правилом правописания не с существительными, анализ образца рассуждения. Запоминание правила, проговаривание рассуждения с примерами из материалов для наблюдения. Взаимоконтроль.
3. Работа над упр. 355 под контролем учителя. Учащиеся по очереди комментируют выбор написания по образцу рассуждения.
IV. Закрепление изученного.
1. Упр. 356. В группе слов со слитным написанием учащиеся подчёркивают прилагательные, которые не употребляются без не.
Необходимо остановиться на словосочетании совсем (не) удобная дорога, поскольку с пояснительными словами совсем и вовсе возможно двоякое написание в зависимости от значения этих слов. Слитно пишется прилагательное с не, если ему предшествуют наречия со значением “очень”, раздельно — со значением “отнюдь” (здесь они выступают как усилительные частицы). Это решается в условиях более широкого контекста.
Учитель сообщает также, что другие наречия со значением высокой степени признака: очень, весьма, совершенно, крайне, слишком, чрезвычайно и др. — усиливают утвердительный смысл следующих за ними прилагательных, поэтому в словосочетаниях с ними прилагательные пишутся слитно с не.
2. Составление словосочетаний с данными наречиями (очень невнимательный, весьма неудачный, совершенно неудовлетворительный, крайне неаккуратный и др.). К каждому из словосочетаний подбирается пара, в которой не выражает отрицание (весьма неудачный — ничуть не удачный).
V. Подведение итогов урока. Какую роль в выборе написания прилагательных с не играет умение определять их разряд?
VI. Домашнее задание. Упр. 357.