Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Выборочное изложение - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить представление об особенностях выборочного изложения; совершенствовать умение воспроизводить одну из подтем художественного текста в письменной форме.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Преобразование высказывания. Коммуникативные УУД. Изложение мыслей в письменной форме.
Для того чтобы совершенствовать умение создавать выборочное изложение (воспроизводить подтему, находящуюся в разных частях исходного текста), следует расширить границы текста, указанные в упр. 347: со слов “Тронутый преданностью старого кучера...” до слов “...обнял отца своего”.
Ход урока
I. Подготовка к выборочному изложению.
1. Повторение особенностей выборочного изложения, сравнение с подробным и сжатым изложением, определение понятий тема, подтема.
2. Первоначальное знакомство с текстом, анализ задачи: написать изложение “Возвращение Владимира в отчий дом”, определение значений непонятных учащимся слов, характеристика материала с точки зрения его отношения к обозначенной подтеме.
Поскольку в тексте много имён собственных, учитель задаёт учащимся вопросы, чтобы убедиться в том, что они поняли, как пролегал путь Владимира к родному имению, какие места он проезжал, кто его сопровождал, кого он вспомнил, как называется деревня его отца и др.
Учитель поможет учащимся увидеть, что автору важно передать состояние своего героя, показать, какие чувства испытывает Владимир, возвращаясь в родной дом, поэтому при отборе материала необходимо обратить внимание на те выражения, которые писатель использует для этого.
3. Составление сложного плана изложения, отбор опорных слов, рабочих материалов.
II. Работа учащихся над изложением.