Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Не с прилагательными (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умение осуществлять выбор слитного или раздельного написания не с прилагательными; научить группировать существительные, прилагательные и глаголы по слитному и раздельному написанию с не.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация материала. Моделирование. Коммуникативные УУД. Работа в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Кто больше?”. Победит та группа учащихся, которая назовёт больше способов выражения значения “очень” у прилагательных.
Результат может быть таким: 1), 2) простая и составная превосходная степень прилагательного (глупейший, самый глупый); 3) приставка наи- с превосходной степенью (наиглупейший); 4) приставка пре- (прескверный); 5) приставка раз- (развесёлый); 6) сложные слова с первой частью высоко- (высокоталантливый); 7) приставка сверх- (сверхмощный); 8) приставка ультра- (ультрамодный); 9) приставка супер- (суперпопулярный); 10) повтор слова (сильный-сильный).
II. Проверка домашнего задания. Найдите предложения в домашней работе, которые соответствуют схемам:
III. Тренировочные упражнения по теме урока.
1. Упр. 358. Выражения записываются в три столбика:
1) слова не употребляются без не; 2) слова с приставкой не- могут быть заменены синонимами; 3) имеется противопоставление с союзом а.
Задания: 1) Какая часть правила здесь не представлена? Придумайте примеры со словами из 2-го столбика. 2) Морфемный разбор: непролазный, незамедлительный, ненаглядный. 3) Словообразовательный разбор: ненавистный (суффиксальный), неприветливый (приставочный), непролазный (приставочно-суффиксальный, от пролазить).
2. Выполнив упр. 360, учащиеся суммируют правила правописания не с различными частями речи. В работе используются материалы форзацев.
IV. Контроль за усвоением темы.
Самостоятельная работа с упр. 359. Дополнительно учащиеся объясняют знаки препинания с помощью схем.
V. Подведение итогов урока. Взаимоопрос по теме урока.
VI. Домашнее задание. Упр. 361.