Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Орфоэпические нормы - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: овладение основными правилами литературного произношения и ударения; развитие умений анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; использовать орфоэпический словарь.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Орфографический тренинг.
Конкурс «говорунов»: кто правильнее и быстрее прочитает скороговорки? Дополнительный вопрос участникам: какому звуку уделено особое внимание в данной скороговорке?
Скороговорки для конкурса:
1) Каждой шиншилле мыши обещали сшить по шёлковой шали.
Мыши шуршали, но шали не сшили.
Шиншиллу мыши облапошили.
2) Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
3) Прикладывая транспортир к трапеции, трижды трапецию измерь транспортиром.
4) Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
5) Королева кавалеру каравеллу подарила,
Королева с кавалером в каравелле удалилась.
Конкурс «говорунов» поможет настроиться эмоционально на изучение новой темы.
II. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний о системе гласных и согласных звуков, возможности изменения звуков в речевом потоке.
Упражнения 17—19, 22.
III. Развитие умений анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь, использовать орфоэпический словарь.
Произношение сочетаний чт, чн: упражнения 20—21, теоретический материал.
Произношение твёрдого/мягкого согласного: упражнения 23—24, таблица.
Постановка ударения, совершенствование навыков работы со словарём: упражнение 25.
На одном из уроков рекомендуем организовать такой вид работы: расставить ударения и указать с помощью транскрипции произношение отдельных звуков в словах на карточке (основой карточки являются слова изучаемого параграфа).
Карточка № 1
Тёплый свитер, сердечно поздравить, интересный детектив, приехать из Одессы, кусок торта, щавель для супа, приготовить бутерброды, лингвистические термины.
Карточка № 2
Опустить жалюзи, новый скворечник, каталог книг, спуститься в кладовую, новая шинель, абонемент в бассейн, мы звоним, отдел гастрономии.
Карточка № 3
Одолела дремота, нарочно сделать, серебряная цепочка, включить освещение, добавить майонез, приятный тембр голоса, остановиться в отеле, вкусный творог.
Домашнее задание: упражнения 24—25 (для всех).
Индивидуальное задание: используя слова параграфа, составить предложения для орфоэпических разминок. Например, Т[т’]енор Петров зашёл в каф[ф]е и заказал коф[ф’]е и яич[ш]ницу. Наборы таких карточек «Так» и «Не так» можно использовать в дальнейшем в начале каждого урока (подробнее об этом см. в 1-м разделе пособия).
Материал для организации проектной работы также см. в 1-м разделе пособия.