Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Состав слова - Морфемика, словообразование, орфография - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: совершенствование умений учащихся опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.
Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся о составе слова, об однокоренных словах.
Предлагаем на этом этапе урока организовать работу в группах (парах). Материал — упражнение 26 (о частях слова). Каждая группа работает с частью таблицы, дополняя теоретический материал примерами из текста (предлагаем 1-й абзац упражнения 33). В основе работы лежит видоизменённый приём «Слово из предложения» (см. подробнее в 1-м разделе пособия).
Можно предложить учащимся: а) выписать 3 примера с данной для работы морфемой; б) представить загаданные слова в виде схемы так, чтобы другие группы смогли найти загаданное слово (для групп, работающих с приставками, суффиксами, окончаниями).
Например, группа, работающая с окончаниями, может придумать задание найти слово без окончания (наречие издавна) или слова, имеющие окончание (в данном тексте) — -я (история, мореплавания, стихия).
Группа, работающая с приставками, может предложить задание найти слово с двумя приставками (сопровождают); группа, работающая с корнями, — задание найти слова с несколькими корнями (мореплавания, тысячелетий, мореходах).
II. Углубление знаний о морфемах словообразующих и формообразующих.
Упражнения 27—28, 30, 32.
Обращаемся к рубрике «Советы помощника» — как выделить в слове окончание.
Упражнение 29.
Домашнее задание: упражнение 33; подобрать материал о происхождении своего имени.