Прямое и переносное значения слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Прямое и переносное значения слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о прямом и переносном значениях слов; показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слов; находить метафору и олицетворение в текстах и объяснять их роль; понимать переносные значения в речи, в художественных текстах; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.

2. Задание из рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

• Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб.)

• Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

• Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замо́к.)

— Как вы догадались, что Антошка - это гриб, девица - морковь, а собачка — замок? (Обсуждение. Вывод: догадались по сходству.)

— Как называется троп, на котором основаны эти загадки? (Метафора, т. е. перенос признака с одного предмета на другой на основе их сходства.)

— Как вы думаете, почему мы заговорили о загадках?

— Не заметили ли вы связи метафоры с многозначными словами? (То и другое основано на сходстве.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

Среди значений многозначных слов часто встречаются переносные значения. Это происходит, когда предметы или действия имеют какое-либо сходство с другими предметами или действиями. Значение слов в этом случае переносится с предмета на предмет, с действия на действие, с признака на признак.

Сравним пары словосочетаний (запишем их на доске):

• дорога к лесу и дорога жизни;

• птица летит и время летит;

• холодная погода и холодное сердце.

— Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? {Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.)

— Каковы общие значения слов, в чем их сходство?

Комментарий

В первом словосочетании существительное дорога имеет прямое значение: “путь, направление следования”; во втором — переносное значение: “жизненный путь, протяженность жизни во времени”. Общее значение — “направление, протяженность”.

Глагол летит в первом словосочетании имеет прямое значение: “передвигаться по воздуху”; во втором — переносное значение: “быстро проходить”. Общее значение — “быстро передвигаться”.

Прилагательное холодная в первом словосочетании имеет прямое значение: “имеющая низкую температуру”; прилагательное холодное во втором словосочетании имеет переносное значение: “равнодушное, бесчувственное, безразличное”. Общее значение — “не дающее ощущения тепла”.

— Как называется перенос значений по сходству? (Метафора.)

Этот литературоведческий термин как раз и переводится с греческого как “перенос”.

Словосочетание время летит — частный вид метафоры, олицетворение: перенос свойств живого (люди, животные) на неживое. Метафора и олицетворение - тропы, выразительные средства языка.

2. Чтение теоретического материала учебника (§ 66, с. 157, 158).

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 347 — обсуждение, составление предложений.

2. Упр. 348 — выразительное чтение, обсуждение, письменное выполнение; сопоставление текста с репродукцией картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” на цветной вклейке учебника.

Варианты заглавий текста: “Солнечный февраль”, “Небывалый праздник”, “Чудесное утро”.

Прилагательные, употребленные в переносном значении: жемчужных, коралловых, сапфировых.

Синоним к словам необыкновенный, особенный, необычный — чудесный.

Дополнительные вопросы

— На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (Примерный ответ. На сходстве цвета: жемчужный — серебристо-белый, коралловый — красный, сапфировый — синий, голубой.)

— Как вы думаете, почему И.Э. Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а прилагательные в переносном значении? (Примерный ответ. Переносные значения в этом тексте являются средствами выразительности — эпитетами, они придают тексту торжественность, яркость, красоту.)

3. Упр. 350, 351 — выполнение задания (устно).

4. Упр. 349 — выполнение задания (самостоятельная работа).

VI. Занимательная лингвистика

(Обсуждение юмористических рисунков учеников (реализация домашнего задания к уроку). Можно организовать игру: отгадать, какие многозначные слова обыгрываются в рисунках, придумать подписи к ним.)

VII. Подведение итогов

— Что такое прямое и переносное значения слова?

— На чем основано переносное значение слова?

— Чем метафора отличается от олицетворения? Какое понятие более широкое? (Олицетворение — частный вид метафоры, значит, метафора — более широкое понятие.)

Домашнее задание

1. § 66.

2. Упр. 352.

3. Рабочая тетрадь: задания 82—83 (с. 46).






Для любых предложений по сайту: [email protected]