Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Прямое и переносное значения слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о прямом и переносном значениях слов; показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слов; находить метафору и олицетворение в текстах и объяснять их роль; понимать переносные значения в речи, в художественных текстах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
• Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб.)
• Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
• Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замо́к.)
— Как вы догадались, что Антошка - это гриб, девица - морковь, а собачка — замок? (Обсуждение. Вывод: догадались по сходству.)
— Как называется троп, на котором основаны эти загадки? (Метафора, т. е. перенос признака с одного предмета на другой на основе их сходства.)
— Как вы думаете, почему мы заговорили о загадках?
— Не заметили ли вы связи метафоры с многозначными словами? (То и другое основано на сходстве.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Среди значений многозначных слов часто встречаются переносные значения. Это происходит, когда предметы или действия имеют какое-либо сходство с другими предметами или действиями. Значение слов в этом случае переносится с предмета на предмет, с действия на действие, с признака на признак.
Сравним пары словосочетаний (запишем их на доске):
• дорога к лесу и дорога жизни;
• птица летит и время летит;
• холодная погода и холодное сердце.
— Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? {Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.)
— Каковы общие значения слов, в чем их сходство?
Комментарий
В первом словосочетании существительное дорога имеет прямое значение: “путь, направление следования”; во втором — переносное значение: “жизненный путь, протяженность жизни во времени”. Общее значение — “направление, протяженность”.
Глагол летит в первом словосочетании имеет прямое значение: “передвигаться по воздуху”; во втором — переносное значение: “быстро проходить”. Общее значение — “быстро передвигаться”.
Прилагательное холодная в первом словосочетании имеет прямое значение: “имеющая низкую температуру”; прилагательное холодное во втором словосочетании имеет переносное значение: “равнодушное, бесчувственное, безразличное”. Общее значение — “не дающее ощущения тепла”.
— Как называется перенос значений по сходству? (Метафора.)
Этот литературоведческий термин как раз и переводится с греческого как “перенос”.
Словосочетание время летит — частный вид метафоры, олицетворение: перенос свойств живого (люди, животные) на неживое. Метафора и олицетворение - тропы, выразительные средства языка.
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 66, с. 157, 158).
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 347 — обсуждение, составление предложений.
2. Упр. 348 — выразительное чтение, обсуждение, письменное выполнение; сопоставление текста с репродукцией картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” на цветной вклейке учебника.
Варианты заглавий текста: “Солнечный февраль”, “Небывалый праздник”, “Чудесное утро”.
Прилагательные, употребленные в переносном значении: жемчужных, коралловых, сапфировых.
Синоним к словам необыкновенный, особенный, необычный — чудесный.
Дополнительные вопросы
— На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (Примерный ответ. На сходстве цвета: жемчужный — серебристо-белый, коралловый — красный, сапфировый — синий, голубой.)
— Как вы думаете, почему И.Э. Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а прилагательные в переносном значении? (Примерный ответ. Переносные значения в этом тексте являются средствами выразительности — эпитетами, они придают тексту торжественность, яркость, красоту.)
3. Упр. 350, 351 — выполнение задания (устно).
4. Упр. 349 — выполнение задания (самостоятельная работа).
VI. Занимательная лингвистика
(Обсуждение юмористических рисунков учеников (реализация домашнего задания к уроку). Можно организовать игру: отгадать, какие многозначные слова обыгрываются в рисунках, придумать подписи к ним.)
VII. Подведение итогов
— Что такое прямое и переносное значения слова?
— На чем основано переносное значение слова?
— Чем метафора отличается от олицетворения? Какое понятие более широкое? (Олицетворение — частный вид метафоры, значит, метафора — более широкое понятие.)
Домашнее задание
1. § 66.
2. Упр. 352.
3. Рабочая тетрадь: задания 82—83 (с. 46).