Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Однозначные и многозначные слова - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учить находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 336 — комментированное чтение.
2) Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Определите лексическое и грамматическое значения зависимого слова в словосочетании решить кроссворд.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения в учебнике (§ 65, с. 153): рассмотрим рисунки, ответим на вопросы.
Дополнительный вопрос
— Каким образом можно узнать, в каком значении употреблено слово кисть, если мы не видим рисунка? (Примерный ответ. Нужно составить словосочетание или предложение, в которых значение слова будет ясным. Сочетаемость слова, контекст, т. е. окружающие слова, проясняют значение слова.)
— На основании самостоятельных наблюдений сделайте вывод о том, что такое однозначные и многозначные слова и сверьте вывод с определением учебника (с. 154).
— Как уточнить, является ли слово многозначным? (Примерный ответ. Надо обратиться к толковому словарю. Все лексические значения многозначного слова даны в таких словарях в одной словарной статье под номерами. Если указано только одно значение, слово однозначное.)
2. Упр. 337, 338 — выполнение заданий (с опорой на толковый словарь учебника).
Дополнительные вопросы
— Что общее есть в значениях встретившихся в упражнении многозначных слов? (Примерный ответ. Свирепый — отличающийся угрожающей силой. Коралловый — относящийся к кораллам по материалу или цвету.)
— Какими способами разъяснены лексические значения однозначных слов? (Примерный ответ. Айсберг — указаны отличительные признаки предмета: “плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника”.)
— Как вы думаете, одновременно ли появились разные значения слов? Есть ли общее между разными значениями многозначных слов?
— Слово “коралловый” первоначально означало “цвет коралла” или “сделанный из коралла”? (Примерный ответ. Очевидно, что обозначение цвета появилось позже. Общее у значений этого прилагательного — отнесенность к кораллу: у первого значения — по материалу, у второго — по цвету.)
3. Чтение теоретического материала (с. 154).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 339, 341, 342 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 340 — обсуждение, составление предложений.
3. Упр. 344 — обсуждение, подготовка к сочинению-рассуждению.
V. Занимательная лингвистика
1. Упр. 343 — выразительное чтение, обсуждение вопроса.
2. Упр. 346 — обсуждение юмористических рисунков.
3. Разгадывание кроссвордов, составленных учениками.
VI. Подведение итогов
— Какие слова называются многозначными?
— Как узнать с помощью толкового словаря, многозначно ли слово?
— Какова роль многозначных слов в речи?
Домашнее задание
1. § 65.
2. Упр. 345 — сочинение-рассуждение.
3. Сделать юмористические рисунки, в которых обыгрываются значения многозначных слов (по желанию).
4. Рабочая тетрадь: задание 84 (с. 46-47).