Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Способы выражения лексических значений слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать различные способы выражения лексических значений слов; дать понятие о сочетаемости слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать мотивацию к изучению нового.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слова; узнают способы выражения лексических значений слов; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что изучает лексикология?
— В каких словарях разъясняются значения слов?
— Как связаны лексическое и грамматическое значения слов?
2. Упр. 332 — разгадывание 1—2 кроссвордов на доске.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Попробуем дать толкование слова бессердечный.
(Варианты ответов учеников.)
Дать толкование слова можно разными способами:
1) подобрать близкие по значению слова, синонимы: нечуткий, бездушный, равнодушный;
2) указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимания к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям;
3) раскрыть значение частей слова: тот, кто “без сердца”, т. е. нечуткий, бездушный, равнодушный.
— Какое из этих толкований вам кажется наиболее точным?
(Обсуждение.)
— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 64, с. 152).
2. Практическая работа.
Упр. 334 — обсуждение, сверка определений по толковому словарю.
Упр. 335 — обсуждение, выполнение задания (на доске и в тетрадях).
Каждое слово имеет способность сочетаться с другими словами. У одних слов количество таких сочетаний очень велико, у других ограниченно.
Например, составим словосочетания со словом вода (1—2 мин на эту работу):
1) такие, в которых слово вода было бы главным: чистая вода, вкусная, теплая, прозрачная, ледяная, застывшая, живая, речная, минеральная, газированная, родниковая, вода из крана, вода из проруби и т. д.;
2) такие, в которых слово вода было бы зависимым: лить воду, пить воду, набрать воды, купаться в воде, умываться водой, рассказывать о воде, принести воды и т. д.
Список слов, которые сочетаются со словом вода, можно продолжать долго.
Теперь попробуем составить словосочетания со словом делитель (это число или величина, на которые делят делимое): первый (и т. д.) делитель, выбрать делитель, сократить делитель. Вряд ли мы сможем придумать много словосочетаний. Ведь нельзя сказать, например, зимний делитель или делитель дерева. Вернее, сказать-то можно, но такие выражения бессмысленны. Мы видим, что число слов, с которыми сочетается слово делитель, ограниченно.
IV. Занимательная лингвистика
1. Найдите в толковом словаре определение слова анаграмма.
(Анаграмма - перестановка букв или звуков слова или словосочетания, в результате которой получается новое слово или словосочетание.)
2. Составьте анаграммы из данных слов (переставьте буквы в словах), чтобы получились названия городов и рек.
Дно, игра, мир, веки, остров, найду.
(Дон, Рига, Рим, Киев, Ростов, Дунай.)
V. Подведение итогов
— Какие способы разъяснения лексического значения слов вы знаете?
— Что такое лексическая сочетаемость?
— Как вы думаете, почему слова имеют разную лексическую сочетаемость?
Домашнее задание
1. § 64.
2. Упр. 336.
3. Рабочая тетрадь: задание 85 (с. 47).