Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Омонимы - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об омонимах; учить различать многозначные слова и омонимы; показать употребление омонимов в речи; дать понятие об омоформах и омофонах; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать многозначные слова и омонимы; понимать роль омонимов в речи; иметь представление об омоформах и омофонах; пользоваться толковым словарем; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Расскажите о прямом и переносном значении слов. Приведите примеры.
— В каких случаях происходит перенос значений предметов, действий, признаков? {Перенос происходит, если у предметов, действий, признаков есть какое-либо сходство, общее значение.)
2. Упр. 352 - чтение и обсуждение предложений.
3. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Прочитайте стихотворение А.Л. Барто и ответьте на вопросы (§ 67, с. 159—160); сопоставьте омонимы ключ и ключ.
— Не являются ли слова ключ и ключ многозначными?
— Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Комментарий
Чтобы ответить на этот вопрос, надо постараться найти сходство между предметами, найти общее значение. Можно, конечно, пофантазировать и решить, что ключ в значении родник открывает воду, дает ей выход из земли. Такое значение слова ключ (родник) представляется несколько надуманным. Если и были общие значения у этих слов, то они слишком далеко разошлись. В современном понимании это омонимы, т. е. слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.
Слово омоним произошло от греческих слов омос — “одинаковый” и онима — “имя” (одинаковое имя). Чтобы точно установить, являются слова многозначными или омонимами, надо обращаться к этимологическим словарям, словарям омонимов.
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 67, с. 160).
Важно отметить, что в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях — ведь это разные слова, их сходство случайно.
— Как вы думаете, в какой части речи больше всего омонимов? (Больше всего омонимов среди существительных.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 353 - работа с толковым словарем учебника, составление предложений.
Примечание
В толковом словаре учебника встречаются такие омонимы: вал (три слова), рубка (два слова), рысь (два слова), тушить (два слова), фунт (два слова).
2. Упр. 354, 356 — выполнение заданий (устно).
3. Упр. 355 — комментированное письмо.
4. Упр. 357 — обсуждение (письменно).
Комментарий
Данные слова (упр. 357) не являются омонимами, так как принадлежат к разным частям речи. Совпадают по звучанию и написанию некоторые их формы. Такие слова называются омоформами.
Одинаковые слова в словосочетаниях теплую печь и печь пироги не омонимы, а омоформы: в первом случае это существительное в В. п., во втором — глагол в начальной форме. Совпадают и начальные формы этих слов. Несомненно их родство, внутреннее сходство значений. Но так как слова относятся к разным частям речи, они считаются омоформами.
Примечание
В учебнике М.М. Разумовской к омонимам отнесены слова, которые различаются не только значением, но и произношением: много бе́лок — яичный бело́к (омографы), написанием: в деревне рос — букет роз (омофоны).
V. Занимательная лингвистика
1. Упр. 348 - выполнение задания (устно).
2. Какие слова называются омофонами?
Подсказка: перевод первой части слова вам уже известен (омос — одинаковый), значение второй части легко можно определить, сопоставив со словами телефон, магнитофон, фонетика.
Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению.
На доске делаем запись: кот — код, поласкать — полоскать, изморозь — изморось.
Задание. Придумайте предложения, в которых прояснялось бы значение этих омофонов.
VI. Подведение итогов
— Какие слова называют омонимами?
— Почему лексическое значение омонимов разъясняется в словарях в разных статьях?
Домашнее задание
1. § 67.
2. Найти в толковом словаре омонимы (2—3), составить с ними предложения, чтобы было ясно их значение.
3. Придумать слова-омоформы и слова-омофоны.
4. Рабочая тетрадь: задание 86 (с. 47).