Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Письмо - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания об обращении и знаках препинания при нем; познакомить с образцами текстов в жанре письма; учить писать письма, использовать обращения в письмах; формировать интерес к творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 212 — чтение составленных предложений.
Комментарий
Для облегчения задания нужно придумать ситуации, в которых люди используют обращения: соседи, встретившиеся на лестничной площадке, в лифте; коллеги, разговаривающие на работе; электрик, пришедший в квартиру по вызову; бабушка, обсуждающая с мамой, что приготовить на ужин, и т. д.
2. Задания из рабочей тетради.
III. Закрепление темы “Обращение”
Комментированное письмо: предложения записываются под диктовку на доске и в тетрадях, анализируются.
1) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
А. С. Пушкин
2) Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Е.А. Баратынский
3) Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
М.Ю. Лермонтов
4) Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
А. В. Кольцов
5) Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега!
И. С. Тургенев
IV. Самоопределение к деятельности
— Пишите ли вы письма? В каких случаях?
— Можно и считать письмами краткие сообщения (sms-ки)?
— Какую роль в письмах играют обращения?
V. Работа по теме урока
1. Беседа.
Письмо имеет очень древнюю историю.
— Как вы думаете, на чем писали письма, когда бумаги еще не было?
Письма писали на самых разных материалах: на глиняных табличках, на папирусе, на берёсте и даже на рыбьей коже! Вспомните старую лапландку из сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”. Она писала письмо на коже трески.
Множество писем было написано, конечно, на бумаге.
— Какое значение имеют письма?
Благодаря сохранившимся письмам мы можем узнать, например, о чем разговаривал А.С. Пушкин со своими друзьями, какими мыслями делился с ними. Эти письма опубликованы после смерти поэта.
Во многих семьях хранятся треугольники фронтовых писем — бесценная память.
— Хранятся ли у вас дома письма ваших старших родственников? Сейчас редко пишут письма — чаще общаются по телефону или перекидываются сообщениями по мобильному телефону или по электронной почте. Но все же как приятно получить письмо от друга, которого давно не видел, от родителей, если вы уехали, например, на каникулы!
2. Работа по учебнику.
Сегодня мы будем учиться писать письма. Для начала почитаем образцы писем, помещенные в учебнике.
1) Самостоятельные наблюдения (с. 101).
2) Упр. 222, 223 — чтение и обсуждение писем.
3) Упр. 224 — редактирование письма.
3. Подготовка к творческой работе.
1) Упр. 225 — обсуждение.
Как написать письмо, чтобы оно не было таким сухим и формальным, как письмо Лены в упр. 224? Представьте себе, что друг, с которым вы разговариваете обо всем на свете, делитесь своими мыслями, уехал. Вы скучаете по нему и хотите поговорить. Попробуйте поговорить с ним письменно. Представьте, как он будет рад получить от вас письмо.
— О чем бы вы хотели рассказать в письме своему другу?
— Как вы обратитесь к нему?
— Как начать и закончить письмо?
2) Упр. 225 — устное описание рисунка.
VI. Подведение итогов
— Как сделать письмо интересным?
Домашнее задание
1. § 43.
2. Упр. 225 или 226 (на выбор).
3. Рабочая тетрадь: задание 52 (с. 29).