Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора; развивать навыки самостоятельной работы, работы с тестами; проверить знания учеников по темам “Обращения”, “Вводные слова”; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; научатся применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 225 или 226 — чтение и обсуждение творческих работ.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о простом предложении, и скажите, какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор. (Обсуждение и вывод.)
— Сверим выводы с материалами учебника (порядок синтаксического разбора: § 44, с. 104).
— Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое? (Примерный ответ. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. У каждого главного члена есть своя группа зависимых слов: в группу подлежащего входят определения, в группу сказуемого — дополнения и обстоятельства. Сама грамматическая основа синтаксически независима.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику.
1) Упр. 227 — выполнение заданий (устно).
2) Упр. 228 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
3) Самостоятельное изучение материала учебника (порядок пунктуационного разбора: § 45, с. 105—106).
— Какие знаки называются разделительными?
— Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?
— Почему выделительные знаки так называются?
4) Упр. 230 — выполнение задания (устно).
2. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 105 (интересоваться, увлекаться), в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения.
V. Тест по темам “Обращение”, “Вводные слова”
Тест 11 (по вариантам): см. КИМы.
Домашнее задание
1. § 44—45.
2. Упр. 231 — выполнение заданий (устно).
3. Упр. 229 — описание картины Ф. Решетникова “Мальчишки”.
4. Рабочая тетрадь: задание 53 (с. 29—30).