Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Предложения с обращениями - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Задания из рабочей тетради.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Прочитайте по ролям диалог (с. 98).
— Найдите и прочитайте обращения в диалоге. Обратите внимание на знаки препинания при обращении.
— Что вы узнали об обращении?
В разговорной речи (и устной, и письменной) мы часто называем тех, к кому обращаемся.
Помоги мне, мамочка, пожалуйста! Ребята, через неделю мы отправимся в поход. Ты пойдешь гулять, Настя? Уважаемые телезрители, мы ждем ваши отзывы о передаче.
Запишем предложения на доске и в тетрадях.
Слова мамочка, ребята, Настя, уважаемые телезрители — это обращения. Они могут состоять из одного слова или иметь при себе пояснительные слова: уважаемые телезрители, мой дорогой друг. У обращений особая роль — они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику. Вы заметили, что обращения выделяются на письме запятыми, а в речи — особой, звательной интонацией.
Сравним:
Мама помогла мне. Ребята через неделю отправятся в поход. Настя пошла гулять. Телезрители прислали отзывы о передаче.
Вывод. В этих предложениях те же самые слова являются членами предложения, играют роль подлежащих. Интонация предложений совершенно другая.
Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это, подчеркнем основы.
Помоги мне, пожалуйста! Через неделю мы отправимся в поход. Ты пойдешь гулять? Мы ждем ваши отзывы о передаче.
— Что изменилось в предложениях? (Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)
— Прочитайте правило (с. 99).
2. Обсуждение вопросов.
По тому, как обращается человек к собеседникам, можно судить и о собеседниках, и о самом человеке. В обращении могут проявляться чувства:
Дорогая бабушка, поздравляю тебя! Что ты наделал, негодный мальчишка? Ты не устала, солнышко мое?
Важную роль обращения играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращения — один из способов олицетворения. Например, в “Сказке о мертвой царевне...” А.С. Пушкина королевич Елисей обращается к солнцу, к месяцу, к ветру, как к живым существам. Кстати, обращение к месяцу занимает целые две строки:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
— Вспомните другие примеры обращений из сказок Пушкина.
— Как в обращениях проявляются характеры героев: царевны, царицы, Елисея?
Примечание
Можно перелистать страницы сказки, найти примеры, выписать 2—3 примера.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 214 — отработка правильной интонации (письменно). Обратим внимание на то, что положение обращения свободное: оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения и даже отдельно от него.
2. Упр. 215 — выполнение заданий (устно).
3. Упр. 217 — выразительное чтение; различение обращения и подлежащего.
4. Тестовое задание.
Из данных предложений выпишите обращение.
Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
(Ответ: гости дорогие.)
VI. Развитие речи
1. Упр. 218, 219 — работа в парах: составление и разыгрывание кратких диалогов с обращениями; запись 2—3 диалогов.
2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений на с. 100, 101.
3. Упр. 221 — чтение, устный разбор, письменное выполнение.
VII. Занимательная лингвистика
В русском языке когда-то был особый звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи.
Кстати, о сказках Пушкина. Вы не задумывались, что значат слова золотой рыбки: “Чего тебе надобно, старче?”
Старче — это форма звательного падежа слова старик. Наверное, многие знают если не слова, то хотя бы начало молитвы “Отче наш”. Отче — форма звательного падежа слова отец.
В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это следы звательного падежа.
VIII. Подведение итогов
— Что называется обращением?
— С какой интонацией произносится обращение?
— Для каких стилей речи характерно обращение?
— Какое место может занимать обращение в предложении?
— Является ли обращение членом предложения?
— В каком падеже употребляется слово-обращение?
— Может ли обращение состоять из нескольких слов?
— Какие знаки препинания употребляются при обращении? (Кроме запятых, обращение может выделяться восклицательным знаком.)
Домашнее задание
1. § 42.
2. Упр. 216,220.
3. Работа над ошибками.
4. Рабочая тетрадь: задания 50, 51 (с. 28).