Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Орфограммы в окончаниях слов - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Цели: формировать убеждение, что выбор орфограмм в окончаниях слов связан с морфемикой и морфологией; развивать орфографическую зоркость; формировать навыки познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь орфографии с морфемикой и морфологией; применять правила правописания окончаний слов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 720 — подготовленный диктант.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Объяснительный диктант.
Конверты клеим канцелярским клеем. Мечем стрелы, бьемся мечом. Я в сомненье: можно ли читать мысли на расстоянии?
Грамматическое задание. Обозначьте окончания слов, подчеркните орфограммы.
— С какими разделами языкознания связан выбор орфограмм в окончаниях слов?
Комментарий
Прежде всего необходимо определить, к какой части речи относится слово, определить его грамматические характеристики, сделать морфемный разбор.
1) (Мы) клеим — глагол II спряжения (клеить), значит, в окончании пишем и.
Клеим (чем?) клеем — имя существительное 2-го склонения (клей) в Т. п., значит, в окончании пишем е.
2) (Мы) мечем — глагол I спряжения (метать), значит, в окончании пишем е.
Бьемся (чем?) мечом — имя существительное 2-го склонения (меч) в Т. п., ударение падает на окончание, значит, после шипящей пишем о.
3) (В) сомненье — имя существительное 2-го склонения (сомненье) в П. п., значит, окончание е.
(На) расстоянии — имя существительное 2-го склонения на -ие (расстояние) в П. п., значит, окончание и.
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 721 — обсуждение (запись на доске и в тетрадях).
2) Упр. 723 — самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
IV. Подведение итогов
— С какими частями речи связан выбор гласных в окончаниях слов?
Домашнее задание
1. Упр. 722.
2. Упр. 724 — подготовка к диктанту.